РУС БЕЛ ENG

Советы учителя-дефектолога

Видеоуроки на тему: ”Этика общения с незрячими“ (https://mogilev.beltiz.by/category/etika-obshcheniya-s-nezryachimi/), разработанные общественным объединением ”Белорусское товарищество инвалидов по зрению“:

Видеоурок «Встреча со знакомым незрячим»: https://disk.yandex.ru/i/_k0ckK5hBaC42ghttps://disk.yandex.ru/i/_k0ckK5hBaC42g

Видеоурок «Жесты и мимика в беседе с незрячим»: https://disk.yandex.ru/i/LRcPzp5SyLkofA

Видеоурок «Рукопожатие с незрячим»: https://disk.yandex.ru/i/m-i1LV9fvbLK7w

Видеоурок «Как правильно предложить помощь при сопровождении незрячего»: https://disk.yandex.ru/i/MxA2y0FmwVF7Sw

Видеоурок «Как правильно сориентировать незрячего на местности»: https://disk.yandex.ru/i/_m1CB3AefQOsxQ

Видеоурок «Можно ли говорить незрячему видишь, смотри, увидимся»: https://disk.yandex.ru/i/wsQdxLPKvI4eUg

Видеоурок «Сопровождение незрячего при спуске или подъеме по лестнице»: https://disk.yandex.ru/i/SzsbtFPBzjOnYA

Видеоурок «Незрячий на остановке и в общественном транспорте»: https://disk.yandex.ru/i/lQew2RKFc-MpoQ

"Разные возможности - равные дети "

Рекомендации родителям ребенка с особенностями психофизического развития
развернуть

Уважаемые родители, помните, что: "Особые" дети не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности. Для ребенка с особенностями развития его состояние естественно. Он не жил с другим слухом/зрением/руками/ногами/телом/головой. Так что чья-либо жалость для него не понятна и не полезна.

· Прежде всего, обращайте внимание на то, что у ребенка сохранно, что он может. Именно это - основа и основной его ресурс для развития и адаптации к жизни.

· Старайтесь предоставлять ребенку с особенностями возможность пробовать сделать все самому. Если он просит помочь, постарайтесь действовать вместе с ним - но не вместо него!

· "Особые" дети дают окружающим шанс проявить лучшие чувства и качества: доброту, сочувствие, щедрость, любовь... Не упускайте эти возможности, - не прячьте их/не прячьтесь от них!

· У всех людей одни и те же закономерности развития. Перед вами, прежде всего, ребенок. А детям можно и нужно улыбаться, смеяться и играть. Особенности физиологии или психологии "необычного" ребенка помогут вам проявить фантазию и придумать, как это осуществить.

свернуть

Речевые правила для родителей

1. Следите за здоровьем своего ребёнка, приучайте дышать через нос. Вовремя лечите насморк, не допускайте переход его в хроническое состояние. Если ребёнок постоянно дышит ртом, покажите его лор-врачу, возможно, у ребёнка аденоиды.

2. Не заставляйте ребёнка произносить сложные слова, которые ему непонятны и недоступны. Этим Вы не научите его говорить правильно, наоборот, вызовите негативизм к речи.

3. Говорите с ребёнком не торопясь, чётко произносите все звуки.

4. Не передразнивайте неправильное произношение ребёнка, не ставьте в пример соседского ребёнка, который говорит правильно.

5. Постарайтесь исключить из окружения ребёнка вредную речевую среду (или сократить общение с такими детьми до минимума), не сюсюкайте с ребёнком и не позволяйте это делать бабушкам и дедушкам.

6. Не требуйте от ребёнка звуков, ещё не поставленных логопедом, не ставьте звуки сами. Сначала логопед сформирует артикуляционный уклад звука, и только потом появится сам звук.

7. Не ругайте ребёнка за плохую речь, исправляйте ошибки, поправляйте произношение поставленного звука в тактичной форме. Запаситесь терпением, переучивание привычного произношения звука, даже если звук поставлен, процесс не одного дня.

свернуть

Десять простых советов учителя-дефектолога родителям

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

- Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

- Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

- Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»

- Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы. - Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

- Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

- Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

- Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

- Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

- Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

свернуть

Правила для родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями

· Преодолевайте страх и отчаяние. Не теряйте время на поиски виновного – его просто не бывает!

· Определите, какая помощь необходима вашему ребенку, и начинайте, обращайтесь к специалистам.

· Не замыкайтесь в своих проблемах. Попытайтесь найти опору в родителях других детей с особенностями в развитии. Вы поймете, что не одиноки в своем несчастии. Опыт других семей позволит быстрее преодолеть негативные эмоции, даст надежду на будущее.

· Не скрывайте ничего от близких. Держите их в курсе проблем вашего ребенка.

· Находите и изучайте информацию о возможностях обучения и воспитания вашего ребенка.

· Ищите подходящие образовательные учреждения. Будьте реалистами, но не пессимистами. Научитесь справляться со своими чувствами.

· Помогайте другим людям с аналогичными проблемами, почувствуйте себя сильными. · Чаще устраивайте семейные праздники. С викторинами, с играми, всякими изюминками. Пусть ребёнок участвует в подготовке. Это важно. Зовите гостей. Не ограждайтесь - пусть все знают - ваша жизнь продолжается. Она полноценная и интересная.

· Заведите домашнего питомца. Это поможет ребёнку адаптироваться. Научит заботе и повысит собственную значимость, а также отвлечёт от мысли - я один, все играют, а я сижу.

свернуть