РУС БЕЛ ENG

Охрана труда

14 марта 2024 года  будет проводиться областной День охраны труда с единой повесткой: «Электробезопасность. Требования по охране труда при работе с переносным электроинструментом. Обеспечение электротехнического персонала средствами защиты».

 

Информация к областному Дню охраны труда с единой повесткой «Электробезопасность. Требования по охране труда при работе с переносным электроинструментом. Обеспечение электротехнического персонала средствами защиты» скачать

ПАМЯТКА по подготовке и проведению областного Дня охраны труда с единой повесткой «Электробезопасность. Требования по охране труда при работе с переносным электроинструментом. Обеспечение электротехнического персонала средствами защиты» скачать

Всемирный день охраны труда – Безопасная и здоровая производственная среда в качестве основополагающего принципа и права в сфере труда

28 апреля 2023 Тема Всемирного дня в 2023 году - Безопасная и здоровая рабочая среда - основополагающий принцип и право в сфере труда В 2023 году Всемирный день охраны труда пройдёт 28 апреля и будет посвящён теме безопасной и здоровой производственной среды в качестве основополагающего принципа и права в сфере труда. В июне 2022 года участники Международной конференции труда (МКТ) решили включить вопрос о безопасной и здоровой производственной среде в свод основополагающих принципов и прав в сфере труда МОТ. В связи с этим в список основополагающих конвенций МОТ были включены Конвенция 1981 года о безопасности и гигиене труда (№ 155)  и Конвенция 2006 года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (№ 187) . В результате этого решения все государства-члены, даже если они не ратифицировали указанные конвенции, принимают на себя обязательство, вытекающее из самого факта членства в Организации, добросовестно соблюдать, продвигать и претворять в жизнь в соответствии с Уставом принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих конвенций.

 

Информационные материалы к Всемирному дню охраны труда «Безопасная и здоровая рабочая среда - основополагающий принцип и право в сфере труда» >>  скачать (.docx)

КОНВЕНЦИЯ ОБ ОСНОВАХ, СОДЕЙСТВУЮЩИХ БЕЗОПАСНОСТИ И ГИГИЕНЕ ТРУДА >> скачать (.docx)

Данные о ратификации Республикой Беларусь конвенций Международной организации труда (МОТ) >> скачать (.pdf)

п/п

Ф.И.О

Должность

1.       

Савицкий

Павел Болеславович

председатель комиссии, директор

2.       

Костюшевская

Ольга Станиславовна

заместитель председателя комиссии, заместитель директора по учебной работе

3.       

Федорович

Ольга Ивановна

член комиссии, председатель профкома, учитель начальных классов

4.       

Гришан

Ирина Чеславовна

член комиссии, заведующий хозяйством

5.       

Маржало

Мария Ивановна

член комиссии, общественный инспектор, учитель географии

6.       

Шутович

Вероника Анатольевна

секретарь комиссии, учитель английского языка

п/п

Мероприятие

Дата

Ответственные

1.

Инструктаж по охране труда  и мерах безопасности

январь

Савицкий П.Б.

 

2.

Проверка выполнения законодательства по вопросам режима рабочего времени, охране труда многодетных и приёмных семей

февраль

Савицкий П.Б.,

Федорович О.И.

 

3.

Участие в проведении организационных мероприятиях по охране труда

март

Савицкий П.Б.,

Гришан И.Ч.

 

4.

Проверка соответствия эксплуатируемого оборудования требованиям охраны труда

апрель

Руководство, профком, комиссия по охране труда

5.

Соблюдение техники безопасности в школьных мастерских

май

Савицкий П.Б.,

Гришан И.Ч.,

Костюшевская О.С.

6.

О ходе выполнения коллективного договора между администрацией и профкомом школы в области охраны труда

июнь

Федорович О.И.

 

7.

Соблюдение администрацией школы законодательства о рабочем времени работников

июль-август

Савицкий П.Б.,

Федорович О.И.

 

8.

Проверка противопожарного состояния здания школы, в пожароопасных учебных кабинетах, выполнение работниками школы инструкций по противопожарной безопасности

сентябрь

Савицкий П.Б.,

Гришан И.Ч.,

Маржало М.И.

 

9.

Готовность школы к работе в осенне-зимний период

октябрь

Комиссия по охране труда

10.

Проверка состояния санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах (температурный режим, освещённость)

ноябрь

Гришан И.Ч.,

Маржало М.И.

 

11.

О соблюдении трудовой дисциплины в учреждении образования

декабрь

Савицкий П.Б.,

Федорович О.И.

 

 

п/п

Повестка дня охраны труда

Дата проведения

1.

Транспортная дисциплина – залог безопасности на дорогах. Профилактика дорожно-транспортных происшествий  в организациях района.

11 января

 

2.

Проверка противопожарного состояния здания школы, пожароопасных учебных кабинетов, выполнение  работниками школы инструкций по противопожарной безопасности. (Концепция нулевого травматизма)

15 февраля

3.

Электробезопасность. Требования по охране труда при работе с переносным электроинструментом. Обеспечение электротехнического персонала средствами защиты.

14 марта

4.

Организация и проведение контроля производственных факторов, управление профессиональным риском для обеспечения оптимальных и допустимых условий труда работающих

11 апреля

5.

Всемирный день охраны труда с повесткой дня, рекомендованной Междунородной организацией труда

25 апреля

6.

Культура охраны труда на каждом рабочем месте

16 мая

7.

Роль профсоюзов по созданию здоровых и   безопасных условий труда в организациях  района.

13 июня

8.

О выполнении  мероприятий по охране труда. Соблюдение и выполнение требований, установленных в коллективном договоре по охране труда

11 июля

9.

Обеспечение требований безопасности при ремонте и обслуживании транспортных средст. (Управление приемлемыми рисками)

15 августа

10.

Меры по обеспечению безопасности труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ.

12 сентября

11.

Состояние трудовой дисциплины, мерах по её укреплению и профилактике пьянства на производстве. Формирование у работников культуры безопасности труда и личной ответственности за свою жизнь и здоровье.

10 октября

12.

Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда – залог обеспечения прав работников на здоровые и безопасные условия труда

14 ноября

13.

Меры по обеспечению пожарной безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий

12 декабря

«Vision Zero» или «Нулевой травматизм» – это новый подход к организации профилактики травматизма, объединяющий три направления – безопасность, гигиену труда и благополучие работников на всех уровнях. В целях развития культуры безопасности и гигиены труда в соответствии с концепцией «Vision Zero» Международная ассоциация социального обеспечения (МАСО) разработала практический инструмент управления, соблюдение которого может позволить снизить производственный травматизм до минимума. В основе – осознанная деятельность всех участников образовательного процесса, начиная от руководителя и заканчивая работниками, с целью предотвратить любые несчастные случаи в учреждении.

Принципами проведения Недели нулевого травматизма являются:

- приоритет жизни работника и его здоровье;

- ответственность руководителей и каждого работника за безопасность и соблюдение требований по охране труда;

- вовлечение работников в обеспечение безопасных условий и охраны труда;

- оценка и управление рисками на производстве;

- обучение и информирование работников по вопросам охраны труда.

 

Концепция «Нулевого травматизма» (Vision Zero) включаюет семь «золотых правил»:

  1. Стать лидером – показать приверженность принципам
  2. Выявлять угрозы – контролировать риски
  3. Определять цели – разрабатывать программы
  4. Создать систему безопасности и гигиены труда – достичь высокого уровня организации
  5. Обеспечивать безопасность и гигиену на рабочих местах, при работе со станками и оборудованием
  6. Повышать квалификацию – развивать профессиональные навыки
  7. Инвестировать в кадры – мотивировать посредством участия

 

По данным Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в Республике ежегодно травмируются на производстве более тысячи работников.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ТРАВМАТИЗМА – ХАЛАТНОСТЬ, ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ СВОЕЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ И БЕЗОПАСНОСТЬЮ ОКРУЖАЮЩИХ, НЕВЫПОЛНЕНИЕ СВОИХ НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ.

Наниматели и работающие обязаны строго соблюдать требования охраны труда, установленные законодательством Республики Беларусь!!!

За нарушение требований охраны труда работники привлекаются к дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.

          

28 апреля-

Всемирный день охраны труда!!!

 

«За безопасность надо платить, а за ее отсутствие – расплачиваться!»

               У. Черчилль

  1. Нормативно–правовое обеспечение расследования несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками.

ИНСТРУКЦИЯ о расследовании и учете несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками, утверждённая постановлением Министерства образования Республики Беларусь 07.08.2003 № 58., изменений и дополнений не было.

  1. Порядок расследования и учета несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками.

Что понимают под несчастным случаем?

Под несчастным случаем с обучающимися и воспитанниками (далее – несчастный случай) понимают событие, в результате которого обучающийся или воспитанник (далее – ребенок, дети) получил увечье, травму или иное повреждение здоровья (п. 2 Инструкции).

Важно! Потеря работоспособности хотя бы на 1 день.

Когда проводить расследование?

В соответствии с 3 и 4 п. Инструкции учреждение образования должно расследовать несчастный случай, если он одновременно

1) повлек временную или стойкую утрату здоровья либо смерть ребенка; (!!!!! заключение организации здравохранения)

2) произошел в одном из следующих мест:

на территории учреждения образования;

в ином месте, где ребенок находился под непосредственным руководством педагога по приказу (поручению) руководителя учреждения образования, например, при походе в кино, театр совместно с педагогом;

при следовании к месту учебы, практики, отдыха и другому на транспорте, предоставленном учреждением образования;

на транспорте общего пользования или ином транспорте, а также при следовании пешком по приказу (поручению) руководителя учреждения образования.

Важно! Инструкция предусматривает, что расследуются несчастные случаи, произошедшие на территории учреждения образования или в ином месте, где обучающийся находился под непосредственным руководством педагогического работника в соответствии с приказом руководителя учреждения образования.

Как расследовать?

Существуют два порядка расследования несчастных случаев.

  1. общий порядок (глава 2 Инструкции)
  2. расследование групповых НС или НС со смертельным исходом (глава 3 Инструции)

Общий порядок расследования.

  1. Действия с момента происшествия НС до начала расследования.

Шаг 1. Оказать помощь пострадавшему

Если несчастный случай произошел, то в первую очередь нужно принять меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на ребенка, получившего травму. Так, работники должны оказать пострадавшему первую медицинскую помощь, вызвать на место происшествия медицинских работников, доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

Важно! Согласно п. 5 Инструкции указанные меры могут быть предприняты любым из работников учреждения образования.

Шаг 2. Сообщить руководителю учреждения образования

Затем работники учреждения образования незамедлительно сообщают о происшествии руководителю учреждения образования (п 5. Инструкции).

Шаг 3. Сообщить законному представителю

Руководитель учреждения образования, получив сообщение о несчастном случае, информирует о нем:

— законного представителя ребенка, получившего травму, или лицо, представляющее его интересы;

— вышестоящую организацию (управление образования, инженера по охране труда)

Важно! Срок для информирования законодательно не установлен. Но лучше это сделать незамедлительно.

!!! Если травма зарегистрирована в медицинском учреждении как произошедшая в учреждении образования, то начинаем расследование.

  1. Действия по расследованию несчастного случая

Шаг 1

  1. Приказом назначаются ответственные лица, которые принимают участие в расследовании:

Согласно п. 10 Инструкции в расследовании принимают участие:

  1. уполномоченный представитель руководителя учреждения образования.

Важно! Таким уполномоченным представителем может быть любой сотрудник учреждения образования. Чтобы расследование было объективным и всесторонним, для его проведения рекомендуется назначать представителем специалиста, квалификация которого позволяет провести такое расследование

  1. уполномоченный представитель профсоюза;

3.специалист по охране труда (лицо, на которое возложены обязанности специалиста по охране труда) учреждения образования.

В соотв. с абз 2 п. 6 и п. 11 Инструкции

В расследовании не могут участвовать:

руководитель учреждения образования;

руководитель, на которого непосредственно возложены организация работы по охране труда и обеспечение безопасности ребенка, получившего травму.

Образец приказа

О проведении расследования несчастного случая

В связи с несчастным случаем, произошедшем ______ (дата) с _______(Ф.И.О., класс) и на основании  Инструкции о расследовании и учёте несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками, утверждённой постановлением Министерства образования Республики Беларусь 07.08.2003 № 58 (далее - Инструкция)

ПРИКАЗЫВАЮ:

       1. Назначить для проведения расследования несчастного случая:

       1.1. уполномоченного представителя руководителя учреждения образования по расследованию несчастного случая _______ (Ф.И.О., должность);

       1.2. уполномоченного представителя профсоюза _______(Ф.И.О. общественного инспектора по охране труда);

       1.3. инженера по охране труда или лицо, на которого возложены эти обязанности _______ (Ф.И.О.).

       2. Лицам, указанным в п.1 данного приказа, провести расследование несчастного случая в соответствии с Инструкцией.

ШАГ 2

Провести само расследование

Срок расследования – 5 рабочих дней с момента, когда о несчастном случае стало известно. При этом в него не входит время, необходимое для проведения экспертизы и получения других документов (п.12 Инструкции)

Обратите внимание!

Если руководителю учреждения образования не было сообщено о несчастном случае в течение учебного дня (учебной смены) или если повреждение здоровья наступило не сразу, то несчастный случай расследуют в течение месяца со дня, когда руководителю стало о нем известно (п. 19 Инструкции)

 

В рамках расследования нужно (п.13 Инструкции):

обследовать место, где произошел несчастный случай; рекомендуется сразу после несчастного случая (необходимо для того, чтобы не были утеряны важные следы и доказательства)

Осмотр места происшествия оформить протоколом, актом.

сфотографировать при необходимости место происшествия несчастного случая, составить схемы, эскизы, провести лабораторные исследования, испытания, экспертизы и другие необходимые работы;

взять объяснения, опросить ребенка, получившего травму (при возможности), свидетелей, должностных и иных лиц;

Объяснения лучше брать в письменном виде.

изучить необходимые документы;

Обязательно изучить документы о прохождении обучающимся или воспитанником, получившим травму, обучения мерам безопасности.

установить обстоятельства и причины несчастного случая, лиц, допустивших нарушения законодательства о труде и охране труда, мер безопасности, НПА, ТНПА, ЛНА (ЛНПА), разработать мероприятия по устранению причин несчастного случая.

Важно: Инструкция N 58 не устанавливает, кто присутствует при опросе несовершеннолетних. Однако, например, чтобы избежать обжалования результатов расследования в этой части со стороны родителей, провести аналогию с административным или уголовным процессом. Опрашивать несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, а при необходимости до 16 лет, обязательно в присутствии педагогического работника. В случае необходимости при опросе могут присутствовать психолог, а также родители или иные законные представители несовершеннолетнего (часть 1, ст. 10, 11 ПИКоАП (Процессуально-исполнительный кодекс РБ Об административных правонарушениях, ст. 221, 332, 435-437 Уголовно-процессуального кодекса)

ШАГ 3 Оформить акт о несчастном случае

После того, как расследование несчастного случая завершено, уполномоченный представитель руководителя учреждения образования совместно с лицами, участвовавшими в расследовании, оформляет акт о несчастном случае формы Н-2 в 3 экземплярах (п. 10, 14 Инструкции)

К одному из экземпляров акта прилагают:

1.объяснения ребенка, получившего травму;

2.объяснения свидетелей, должностных и иных лиц;

3.планы, схемы, фотоснимки и другие документы, характеризующие место, где произошел несчастный случай, с указанием допущенных нарушений требований законодательства о труде и охране труда, мер безопасности, НПА, ТНПА, ЛНА.

ШАГ 4. Утвердить и зарегистрировать акт о несчастном случае.

Все экземпляры акта с приложенными к одному из них документами направляют руководителю учреждения образования для рассмотрения и утверждения (п.15 Инструкции)

 Срок направления руководителю учреждения образования акта с приложенными документами расследования не установлен. Скорее всего этот срок включен в срок проведения расследования, т.е. в течение 5 дней.

Руководитель учреждения образования:

 в течение 1 рабочего дня рассматривает документы расследования, утверждает акт и регистрирует его в журнале регистрации несчастных случаев с обучающимся или воспитанником, получившим травму. (п. 16, ч.1 Инструкции);

принимает меры к виновным лицам;

обеспечивает разработку и реализацию мероприятий по профилактике несчастного случая

С момента регистрации акта в указанном журнале несчастный случай считается учтенным в данном учреждении образования.

На заметку

Несчастный случай, произошедший с ребенком, который не вызвал повреждения здоровья, учитывается руководителем учреждения образования в журнале регистрации микротравм (ч.1 п.20 Инструкции)

Если руководитель учреждения образования не согласен с содержанием акта, он принимает решение о проведении дополнительного расследования (ч.2.п.16 Инструкции). Для этого он может издать приказ или иной распорядительный документ.

ШАГ 5. Направить акт о несчастном случае

Руководитель учреждения образования направляет по одному экземпляру акта в трехдневный срок после их утверждения (п. 17 Инструкции):

1) ребенку, получившему травму (законному представителю или лицу, представляющему его интересы);

2) вышестоящей организации (по подчиненности);

3) специалисту по охране труда (лицу, на которое возложены обязанности специалиста по охране труда) учреждения образования. Ему направляют экземпляр акта, к которому приложены документы расследования.

По требованию других заинтересованных должностных лиц им также может быть направлен акт. Поскольку составляется и утверждается три экземпляра акта о несчастном случае, то иным лицам, полагаем, может быть направлена копия акта.

Акт с документами расследования хранят в течение 20 лет в учреждении образования, в котором взят на учет несчастный случай (п.18 Инструкции).

 

 

 

 

 

аттестация рабочих мест по условиям труда – система учета, анализа и комплексной оценки на конкретном рабочем месте всех факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, воздействующих на работоспособность и здоровье работающего в процессе трудовой деятельности;

безопасные условия труда– условия труда, при которых исключено воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов либо уровни их воздействия на работающих не превышают установленных нормативов;

вредный производственный фактор– производственный фактор, воздействие которого на работающего в производственном процессе в определенных условиях может привести к заболеванию, снижению работоспособности либо к смерти;

инструктаж по охране труда– процесс ознакомления с требованиями по охране труда, безопасными методами и приёмами работы, выполнение которой входит в функциональные (должностные) обязанности работающего, или другой работы, порученной работодателем;

идентификация опасностей – процедура обнаружения (выявления и распознания) и описания опасностей;

трудовое увечье – вред (стойкая утрата профессиональной трудоспособности либо смерть), причинённый жизни или здоровью гражданина в результате несчастного случая на производстве;

производственная травма – повреждение здоровья в результате несчастного случая на производстве;

оценка опасностей – систематическое оценивание опасностей;

оценка риска – процесс анализа рисков, вызванных воздействием опасностей на работе, для определения их влияния на безопасность и сохранение здоровья работников;

обучение по вопросам охраны труда– процесс организации образовательной деятельности, направленный на освоение работающими содержания образовательных программ по вопросам обеспечения безопасности жизни и здоровья в процессе их трудовой деятельности;

опасность– источник или ситуация с возможностью нанесения вреда жизни или здоровью работающего;

опасный производственный фактор– производственный фактор, воздействие которого на работающего в производственном процессе в определенных условиях способно привести к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья либо к смерти;

охрана труда – система обеспечения безопасности жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-противоэпидемические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства;

проверка знаний по вопросам охраны труда– проверка знаний работающих по вопросам обеспечения безопасности жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, освоения безопасных методов и приёмов работы, выполнение которой входит в их функциональные (должностные) обязанности, или другой работы, порученной работодателем;

работы сповышенной опасностью– работы, при выполнении которых наработающего могут воздействовать вредные и(или) опасные производственные факторы, для управления которыми требуется осуществить специальные организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работающих при выполнении этих работ;

система управления охраной труда– совокупность мероприятий по охране труда, методов исредств управления, направленных на организацию деятельности пообеспечению безопасности, сохранению жизни, здоровья иработоспособности работающих впроцессе трудовой деятельности;

средство индивидуальной защиты– средство защиты, надеваемое на тело работающего или его части либо используемое им, предназначенное для предотвращения или уменьшения воздействия на работающего вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения и (или) при работе в неблагоприятных температурных условиях;

средство коллективной защиты– средство защиты, конструктивно и (или) функционально связанное с производственными процессами и оборудованием, капитальным строением (зданием, сооружением), изолированным помещением или производственной площадкой, предназначенное для защиты работающих от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

стажировка по вопросам охраны труда– практическое освоение безопасных методов и приёмов работы, выполнение которой входит в функциональные (должностные) обязанности работающего, под руководством лица, уполномоченного работодателем;

условия труда–совокупность факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, воздействующих на работоспособность и здоровье работающего в процессе трудовой деятельности.

управление охраной труда– подготовка, принятие и реализация решений по осуществлению правовых, социально-экономических, организационных, технических, психофизиологических, санитарно-противоэпидемических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий, направленных на достижение установленных целей и реализацию конкретных задач в области охраны труда.