Тема: «Организация образовательного процесса на принципах педагогической эргономики»
Сроки реализации: 2016-2018 годы
Цель реализации проекта:
Учащиеся – осознание важности здорового образа жизни, индивидуальная информированность и способность принимать ответственные эффективные решения, определяющие структуру и качество жизни
Родители (законные представители несовершеннолетних обучающихся) – удовлетворение потребностей обучающегося в здоровом образе жизни, формирование потребности в соблюдении элементарных гигиенических норм и правил, выведение ребенка в режим саморазвития, самовоспитания;
Педагоги – сохранение и развитие здоровья обучающегося при его оптимальной трудоспособности и социальной активности, формирование системы педагогической эргономики.
Эргономика - это научная дисциплина, которая изучает взаимодействие человека с производственной средой.
Педагогическая эргономика как прикладная наука изучает физиологические и психологические возможности участников образовательного процесса с целью создания благоприятных условий их деятельности при посильных затратах биологических ресурсов, психической энергии, времени и материальных средств с целью сохранения здоровья человека. В свою очередь, здоровье, как основа жизнедеятельности человека, представляет собой сложное состояние, включающее в себя соматические (физиологические), психические, социальные, нравственные и педагогические компоненты.
Данный подход строится на понимании того, что на соматическом, психическом и социальном уровне обеспечение жизнедеятельности происходит посредством основополагающих механизмов – формирования, укрепления и сохранения здоровья и повышения его резервов. Основу нравственного аспекта здоровья человека составляет его отношение к своему здоровью и здоровью других людей. Определяющее значение в структуре обеспечения здоровья имеет педагогический компонент, сущность которого состоит в формировании у человека с самого раннего возраста индивидуального способа организации здорового образа жизни.
Методологической основой разработки модели организации образовательного процесса учащихся на принципах педагогической эргономики стали: работы В.И.Агаркова, И.А.Аршавского, В.Ф.Базарного, В.А.Балашовой, Г.Ф.Бедулиной, Н.О.Березиной, В.П.Беспалько, Т.Ю.Вишневской, Н.Н.Дубинина, В.В.Сигалова, Л.П.Уфимцева по проблемам организации здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды.
Доктор медицинских наук, профессор В.Ф.Базарный
Учиться стоя.
Работать стоя.
Жить в движении
Принципы педагогической эргономики, доктора медицинских наук, профессора В.Ф.Базарного:
- принцип безопасности (режим смены динамических поз обучающихся с использованием ростомерной мебели с наклонной поверхностью, парт и конторок, которые позволяют сохранять и укреплять телесную вертикаль как основу энергетики человеческого организма, здоровой жизнедеятельности);
- принцип комфортности (разминки и упражнения на мышечно-телесную и зрительную координацию)