Фактором социализации растущего человека выступает не только объективно существующая система общественных отношений, но и личный жизненный опыт, сквозь призму которого ребенок осмысливает духовные ценности социума. Системообразующим элементом жизненного опыта является опыт нравственного поведения, становление которого начинается с раннего детства. Забота о его формировании составляет ключевую задачу образовательного процесса учащихся I ступени общего среднего образования.
Современная наука и педагогическая общественность находится в постоянном поиске оптимальных средств и методов формирования и развития нравствено зрелой личности. Одним из возможных направлений является модель формирования опыта нравственного поведения у учащихся I ступени общего среднего образования, внедрением которой занималось наше учреждение образования под руководством консультанта Вязгиной В.И., доцента кафедры содержания и методов воспитания ГУО «Академия последипломного образования», кандидата педагогических наук. Реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования опыта нравственного поведения у учащихся I ступени общего среднего образования» позволила ввести в содержание обучения І ступени общего среднего образования курса «Нравственные основы этикета», как первичного звена систематического этического образования учащихся, основывающегося на принципе поэтапного ознакомления с алгоритмами нравственного поведения и включающего технологию формирования оценочных суждений, аналитических и рефлексивных умений, методику обогащения эмоционально-волевой сферы личности учащегося.
Работа, проведенная в рамках курса «Нравственные основы этикета», позволила успешно внедрить модель формирования опыта нравственного поведения у учащихся I ступени образования в образовательный процесс учреждения.
Примечательно, что средний балл уровня нравственной воспитанности учащихся увеличивался с каждым последующим годом обучения. За период реализации проекта удалось повысить нравственный уровень воспитанности учащихся I ступени общего среднего образования на 0,7 балла (с целью определения уровня нравственной воспитанности диагностика проводилась методом независимых характеристик в начале и в конце каждого года, за основу взята инструкция В.И.Вязгиной (Приложение 1).
Повысился уровень нравственного развития личности учащихся (наличие умений принимать правильные решения в ситуациях морального выбора, разрешать конфликтные ситуации в повседневной жизни).
Наблюдается позитивная динамика в формировании межличностных отношений (способность учащихся устанавливать дружеские отношения с окружающими)
Как показал анализ, низкий и критический уровень воспитанности отсутствуют.
Представленные материалы адресованы педагогическим работникам, работающим с учащимися I ступени общего среднего образования.