РУС БЕЛ ENG

Внедрение модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования (2021-2023)

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

«Внедрение модели программно-методического обеспечения

организации психологической помощи в учреждениях общего

среднего образования»

Сроки реализации: 2021-2023 годы

Основная идея инновационного проекта заключается в разработке единых подходов и требований к организации психологической помощи участникам образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования, внедрению наиболее эффективных моделей психолого-педагогического сопровождения обучения и воспитания обучающихся, что позволит успешнее решать задачу организации психологической профилактики и коррекции на ранних этапах. 

   Исследование позволит выработать согласованные подходы к использованию новых технологий в процессе оказания психологической помощи и повысить ее эффективность.

  Таким образом, научная новизна исследования заключается в систематизации процедур оказания психологической помощи участникам образовательного процесса, обосновании модели психолого-педагогического сопровождения обучения и воспитания в различных условиях, совершенствовании системы работы по оказанию психологической помощи.

  Гипотеза инновационного проекта:

реализация модели позволит совершенствовать систему работы педагогов-психологов по оказанию психологической помощи участникам образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования, что, в свою очередь, обеспечит повышение ее эффективности.

  Цель инновационного проекта: повышение качества оказания психологической помощи участникам образовательного процесса.

  Достижение цели предполагает решение следующих задач:

  внедрить модель программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования;

  внедрить методические рекомендации для социально-педагогических центров и учреждений общего среднего образования по обеспечению взаимодействия в рамках инновационной деятельности;

  внедрить единые подходы и требования к организации психологической помощи участникам образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования;

  оценить эффективность внедрения проекта.

 

Оказание психологической помощи направлено на профессиональную поддержку и содействие обучающемуся, его законным представителям или социальной группе, иным участникам образовательного процесса в решении психологических проблем, в социальной адаптации, саморазвитии, самореализации, реабилитации, преодолении сложной психологической ситуации, которая нарушает нормальную жизнедеятельность и не может быть преодолена им самостоятельно.

Формы оказания психологической помощи разделяются в зависимости от характера взаимодействия между участниками образовательного процесса и педагогом-психологом (очная, дистанционная), от количества участников (индивидуальная, групповая), от временных параметров (краткосрочная, долгосрочная, неотложная, экстренная).

В каждом конкретном случае форму, вид, средства, методы и объем психологической помощи определяет и рекомендует педагог-психолог в соответствии с состоянием участника образовательного процесса и спецификой его психологической проблемы.

Социально-педагогический центр (далее – СПЦ) является координирующим учреждением, предназначенным для обеспечения координации деятельности педагогов-психологов учреждений образования, внедрения единых подходов к деятельности специалистов по оказанию психологической помощи, оказания практической помощи молодым специалистам в овладении профессиональным мастерством.

СПЦ обеспечивает следующее:

ведет непосредственную работу с педагогами-психологами учреждений образования;

организует деятельность педагога-психолога на местах;

оказывает методическую и иную профессиональную помощь педагогам-психологам учреждений образования;

обеспечивает систематическую супервизионную поддержку и сопровождение процесса оказания психологической помощи;

осуществляет экспертную супервизию сложных случаев, требующих динамического наблюдения;

консультирует администрацию учреждений образования по социально-психологическим проблемам управления, создания оптимального социально-психологического климата в педагогическом коллективе и по другим вопросам профессиональной деятельности.

Социально-педагогические и психологические службы учреждений образования (далее – СППС), предусмотренные в каждом типе учреждений образования будут являться структурными звеньями СПЦ.

Педагог-психолог обеспечивает следующее:

психологическое консультирование участников образовательного процесса;

проведение психологической диагностики психического развития и психологического здоровья обучающихся;

проведение коррекционно-развивающей работы с обучающимися;

психологическую профилактику и психологическое просвещение участников образовательного процесса.

Руководителем управления образования издается приказ по созданию психологической службы района (далее – Служба).

Работа Службы основывается на строгом соблюдении международных и национальных актов и законов об оказании психологической помощи, защите прав и законных интересов несовершеннолетних. В своей деятельности Служба руководствуется законодательством Республики Беларусь в области образования, нормативными документами и актами, приказами, инструкциями Министерства образования.

Общее руководство Службой и ответственность за ее организацию возлагается:

в целом – на СПЦ;

в учреждениях общего среднего образования – на руководителей учреждений образования.

В структуре деятельности Службы предусматривается двойное подчинение по административной и по профессиональной линиям.

Административное управление осуществляется руководителем учреждения образования. Деятельность – направлена на определение стратегии развития и функционирования учреждения образования, создание необходимых для этого условий, обеспечивает необходимую финансовую, правовую, материально-техническую и организационную деятельность педагога-психолога.

Профессиональное руководство осуществляется СПЦ. Деятельность – направлена на внедрение единых подходов по оказанию психологической помощи, оказания практической помощи молодым специалистам в овладении педагогическим мастерством, обеспечение контроля за качеством оказания психологической помощи. Ориентировано как на выполнение актуальных запросов педагога-психолога, так и на перспективу его развития. Служба работает в тесном контакте с Республиканским центром психологической помощи, институтами развития образования, учреждениями здравоохранения и социальной защиты. 

         В целевом компоненте модели определена цель инновационной деятельности: обоснование, внедрение и оценка эффективности проекта.

Содержательный компонент модели представляет систему работы по оказанию психологической помощи.

Очная психологическая помощь оказывается при непосредственном взаимодействии педагога-психолога СППС и участника образовательного процесса в учреждении образования.

Дистанционная психологическая помощь оказывается специалистами СПЦ при взаимодействии педагога-психолога и участника образовательного процесса с использованием средств электросвязи.

Индивидуальная психологическая помощь оказывается педагогом-психологом СППС участнику образовательного процесса один на один при отсутствии посторонних лиц.

Групповая психологическая помощь оказывается педагогом-психологом СППС семье (состоящей из двух и более лиц), коллективу (классному, школьному, педагогическому и т.п.).

Краткосрочная психологическая помощь применяется для решения конкретной актуальной проблемы или проблемной ситуации участника образовательного процесса, длится от одного приема (от 45 минут) до нескольких (10) приемов на протяжении нескольких недель, месяцев.

Долгосрочная психологическая помощь применяется для психологического анализа и исследования личностного содержания проблем обучающегося, его законного представителя, причин и условий их возникновения, эффект развивается медленно и носит устойчивый характер.

Экстренная (неотложная) психологическая помощь обеспечивает безотлагательное психологическое консультирование участникам образовательного процесса, содействует мобилизации его физических, духовных, личностных, интеллектуальных ресурсов для выхода из кризисного состояния, способствует предотвращению развития психических состояний, представляющих опасность для клиента и иных лиц.

Методический компонент модели включает методы, приемы, формы и средства оказания психологической помощи участникам образовательного процесса.

Оценочно-коррекционный компонент модели строится на основе диагностик оказания психологической помощи, обеспечивает постоянную информацию о динамике показателей, определяющих эффективность инновационной деятельности.

Основными показателями качества оказания психологической помощи являются:

своевременность оказания психологической помощи;

степень улучшения психологического состояния участника образовательного процесса и готовности к самостоятельному решению им своих психологических проблем в результате продуктивного взаимодействия с педагогом-психологом, оцениваемая участником образовательного процесса;

соответствие кадрового состава квалификационным требованиям к педагогам-психологам;

систематическая супервизионная поддержка и сопровождение процесса оказания психологической помощи;

экспертная супервизия сложных случаев, требующих динамического наблюдения.

Отсроченная оценка результатов оказания психологической помощи участнику образовательного процесса осуществляется путем опроса или анкетирования по решению руководителя учреждения образования, оказывающего психологическую помощь, или СПЦ.

В случае превышения спроса на психологическую помощь над возможностью ее предоставления педагог-психолог может переадресовать участника образовательного процесса к другому специалисту, включенному в психологическую службу района (города), по согласованию с данным педагогом-психологом, либо в СПЦ. Лицам, переживающим тяжелые эмоциональные состояния, представляющие опасность для его личности или общества, психологическая помощь оказывается вне очереди, в порядке, определяемом педагогом-психологом.

Целью психологической поддержки педагогов-психологов учреждений общего среднего образования является содействие повышению эффективности деятельности специалистов, приобретение ими новых личностных ресурсов: повышение психологической, коммуникативной компетентности, стрессоустойчивости и эмоциональной стабильности, развитие навыков разрешения конфликтов.

Виды психологической поддержки:

психологическая профилактика и психологическое просвещение – совокупность мероприятий, направленных на предоставление психологических знаний, повышение психологической культуры педагога-психолога (группы), формирование у него потребности и готовности использовать полученные психологические знания для саморазвития, самосовершенствования, самореализации, улучшения (нормализации) взаимоотношений в с социальным окружением, а также на предупреждение возможных нарушений в развитии личности, индивидуальности и поведении работника;

психологическое консультирование – помощь педагогу-психологу в понимании и решении им на основе осознанного выбора своих актуальных психологических проблем эмоционального и межличностного характера, в изменении поведения и развитии его личности (по его обращению);

психологический тренинг – формирование эмоционально-корректирующего опыта, снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, овладение новыми стилями поведения, адаптация к изменяющимся условиям жизнедеятельности, овладение навыками самопознания и саморегуляции, формирование творческой готовности к самостоятельному решению актуальных психологических проблем индивидуального и межличностного характера;

 

супервизия – комплекс мероприятий, направленный на получение педагогом-психологом (группой) профессиональной поддержки, формирование и поддержание необходимого уровня его квалификации, развитие и совершенствование профессионального мастерства с учетом требований должностных обязанностей.

  Цель инновационной деятельности:

создание целостной системы психологической поддержки участников образовательного процесса в условиях учреждений образования района (города).

  Задачи инновационной деятельности:

обеспечить доступа к современной и качественной психологической помощи участников образовательного процесса в условиях шаговой доступности;

создание оптимальной среды, использующей современные технологии, научно-методические и кадровые ресурсы для социальной и психологической помощи обучающимся в условиях учреждений общего среднего образования;

создать объединение педагогов-психологов, направленное на содействие профессиональному развитию и становлению специалистов, обмен профессиональным опытом, выявление и предупреждение трудностей в работе специалистов, поиск оптимальных способов решения наиболее сложных задач в области психолого-педагогического сопровождения;

выявить, обобщить типовые профессиональные ситуации (кейсы) из школьной практики психолого-педагогического сопровождения и алгоритмы их решения с учетом ресурсов междисциплинарного взаимодействия, ресурсов города, роли и функций педагогов-психологов в системе образования;

внедрить модель программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования;

внедрить методические рекомендации для социально-педагогических центров и учреждений общего среднего образования по обеспечению взаимодействия в рамках инновационного проекта;

оценить эффективность внедрения проекта.

Объект инновационной деятельности: оказание психологической помощи участникам образовательного процесса.

Предмет инновационной деятельности: психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесс

Этапы инновационной деятельности:

Название этапа

Сроки

Задачи

Содержание этапа

Прогнозируемый

результат

Подготовитель-

ный

Май-июнь 2021 г.

Разработать

инновационный

проект

Анализ современного состояния организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования

Изучение нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности

Обоснование идеи инновационного проекта

Направление проекта на предварительное рассмотрение в главные управления по образованию (образования) облисполкомов, комитет по образованию Мингорисполкома

Инновационный проект

 

  

 

 

 

 

Определение участников инновационной деятельности

Проектировоч-

ный

Июнь

2021 г.- август 2021 г.

Разработать методику

проведения

инновационной деятельности в

учреждении образования

Разработка календарного плана инновационной деятельности в учреждении образования

Повышение профессионального уровня участников инновационной деятельности, формирование исследовательской культуры педагогов-психологов

Разработка модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования.

Разработка методических рекомендации для социально-педагогических центров и учреждений общего среднего образования по обеспечению взаимодействия в рамках инновационного проекта.

Ознакомление администрации и педагогов-психологов учреждений образования с целями и содержанием инновационной деятельности

Календарный план

инновационной деятельности УО

Готовность участников к инновационной деятельности

 

 

Практи­ческий

сентябрь,

2021 г. –

май, 2023 г.

Внедрить модель программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования

Использование модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования

Повышение квалификации участников инновационной деятельности

Проведение мастер-классов, семинаров по обобщению опыта инновационной деятельности

Публикации о ходе и результатах

инновационной деятельности

Обобщающий

Апрель, 2023 г. –

июль, 2023 г.

 

Оценить эффектив­ность инновационной деятельности

Систематизация, анализ и обобщение результатов инновационной деятельности в соответствии с критериями и показателями ее эффективности

Разработка методических рекомендаций по использованию результатов инновационной деятельности в массовой образовательной практике

Отчет о результатах реализации инновационного проекта 

Методические рекомендации

 

свернуть

Методы проведения инновационной деятельности:

теоретические: изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по теме инновационного проекта; изучение нормативно-правового обеспечения;

эмпирические: изучение, анализ и обобщение передового педагогического опыта; педагогическое наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование; изучение результатов оказания психологической помощи участникам образовательного процесса; экспертная оценка;

статистические: методы математической статистики для оценки достоверности полученных результатов.

 

свернуть

Описание независимых и зависимых переменных

Реализация инновационного проекта предполагает наличие следующих основных изменяемых экспериментальных факторов (независимых переменных):

мотивационная и организационно-педагогическая готовность педагогов-психологов к работе с участниками образовательного процесса в рамках инновационной деятельности;

совершенствование методов и форм оказания психологической помощи участникам образовательного процесса в учреждении общего среднего образования;

применение компьютерных программ, возможностей дистанционного консультирования и обучения;

оказание систематической супервизионной поддержки и сопровождения процесса оказания психологической помощи;

  К изменяющимся факторам (зависимым переменным) будут относиться:

положительная динамика мотивации участников образовательного процесса к получению психологической помощи (по выделенным показателям);

повышение уровня психологической культуры у участников образовательного процесса (по выделенным показателям);

повышение уровня личностного развития и профессиональной квалификации педагогов-психологов учреждений общего среднего образования (по выделенным показателям);

удовлетворенность участников образовательного процесса результатами инновационной деятельности (по выделенным показателям).

свернуть

Диагностический инструментарий для оценки эффективности внедряемого нововведения, описание методик оценки результатов инновационной деятельности

В качестве контрольно-измерительных материалов эффективности разработанной модели будут выступать:

результаты изучения уровня оказания психологической помощи;

анкеты по оценке уровня профессиональной квалификации педагогических кадров;

анкеты по оценке удовлетворенности субъектов образовательного процесса ходом и результатами инновационной деятельности.

Оценка результатов стандартизированных психологических диагностик будет проводиться согласно требованиям к обработке конкретных данных (имеющимся шкалам, ключам, баллам и т.д.).

свернуть

Распределение функциональных обязанностей лиц, участвующих в инновационной деятельности

Для осуществления инновационной деятельности в учреждении образования и СПЦ непосредственными участниками инновационной деятельности являются директор учреждения образования и СПЦ, заместитель директора по учебной работе, педагог-психолог.

Программой инновационной деятельности предусматривается следующее распределение функциональных обязанностей:

директор учреждения образования, СПЦ, заместитель директора по учебной работе:

определение педагогических работников, осуществляющих программу инновационной деятельности;

разработка календарного плана инновационной деятельности;

организация методической работы с педагогическими работниками, осуществляющими программу инновационной деятельности;

взаимодействие педагогического коллектива с родительской общественностью в рамках инновационной деятельности;

обсуждение хода и анализ результатов инновационной деятельности;

представление руководителю инновационного проекта материалов инновационной деятельности;

оформление и представление руководителю инновационного проекта справки (отчета) по результатам реализации инновационного проекта;

педагог-психолог:

участие в разработке календарного плана инновационной деятельности;

разработка индивидуального плана инновационной деятельности;

непосредственное осуществление инновационной деятельности;

ведение дневника инновационной деятельности;

проведение и анализ педагогической диагностики;

систематизация, анализ и обобщение результатов инновационной деятельности в соответствии с критериями и показателями ее эффективности;

участие в мероприятиях, предусмотренных программой инновационной деятельности (организация консультаций, тренингов, бесед и т.п.);

оценка результатов инновационной деятельности;

участие в подготовке справки (отчета) по результатам реализации инновационного проекта.

В качестве критериев и показателей, по которым определяется эффективность инновационной деятельности, будут выступать

динамика мотивации участников образовательного процесса к получению психологической помощи (по выделенным показателям);

уровень психологической культуры участников образовательного процесса (по выделенным показателям);

уровень личностного развития и профессиональной квалификации педагогов-психологов учреждений общего среднего образования (по выделенным показателям);

удовлетворенность участников образовательного процесса результатами инновационной деятельности (по выделенным показателям).

свернуть

Мероприятия в рамках проекта

Диагностические исследования по выявлению несовершеннолетних, склонных к совершению аутоагрессивных и суицидальных действий

Лекция для родителей по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков «Как избежать беды»

Семинар для педагогов по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних «Кто входит в группу риска», «Чем вы можете помочь такому ученику» 

Занятия для подростков в рамках месячника по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних

Анкетирование участников образовательного процесса по вопросам качества оказания психологической помощи

Диагностическое исследование учащихся V класса с целью определения уровня адаптации

Психосоциальное анкетирование среди учащихся V-XI классов на предмет употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ и их аналогов

Участие в работе виртуальной сетевой площадки 

Диагностическое исследование учащихся I класса с целью определения уровня адаптации

Групповая тематическая консультация педагогов «Особенности адаптации учащихся I, V классов»

Диагностические исследования по определению интересов и склонностей учащихся, их готовности к осознанному профессиональному выбору

Групповая консультация родителей «Психологические особенности подростков. Ошибки в воспитании»

Занятие с элементами тренинга по подготовке выпускников к сдаче экзаменов «Экзамены без стресса»

Проведение психологических тренингов 

Участие в совещании «Анализ работы по внедрению модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования в 2021-2022 гг.»

Систематизация, анализ и обобщение результатов инновационной деятельности в соответствии с критериями и показателями ее эффективности

Подготовка справки о промежуточных итогах реализации инновационной деятельности в 2021-2022 гг.

свернуть

Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних Информационные материалы семинара для педагогов

Ежегодно в мире совершается около 1 млн. самоубийств и примерно в 10 раз больше суицидальных попыток. Самоубийство, как причина смерти, занимает второе место после дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в возрасте 15-35 лет. Статистика утверждает, что большинство людей, умирающих вследствие суицида, не обращаются при жизни в психиатрическую/психологическую службу за помощью.

КЛАССИФИКАЦИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Суицидальное поведение (далее СП) – поведение, проявляющееся в виде фантазий, мыслей или действий, направленных на самоповреждение или самоуничтожение.

К внутренним формам СП относят размышления об отсутствии ценности жизни, фантазии на тему своей смерти, разработка плана суицида и принятие решения к его выполнению (суицидальные тенденции).

К внешним формам СП относят:

Самоубийство или суицид – намеренное, осознанное и быстрое лишение себя жизни.

Суицидальная попытка или парасуицид – не закончившееся смертью намеренное самоповреждение или самоотравление.

Цели и мотивы суицидов и парасуицидов весьма разнообразны. Обычно, они связаны как с попыткой повлиять на социальное окружение (родственники, партнёры, педагогические и медицинские работники и т.д.), так и с идеями смерти или избавления от страдания, страха и других тяжёлых переживаний. В большинстве случаев трудно однозначно определить, является ли данный парасуицид «манипуляцией» или «истинным» стремлением к смерти. Поэтому необходимо внимательно относиться к любым суицидальным высказываниям и попыткам суицида. Чаще других встречаются следующие мотивы СП:

1.       «Крик о помощи», призыв (как правило, это суицидальная попытка) – обратить внимание окружающих на своё состояние и найти помощь.

2.       Протест, месть – провоцируется чувством «обиды», «несправедливости». Суицидальные действия (попытка или суицид) вызывают чувство вины у близкого человека в ситуации конфликта.

3.       Избегание страдания – провоцируется неприемлемым для человека изменением жизненной ситуации (развод, долги, уголовное наказание и пр.). С разной степенью осознанности суицидальный акт может использоваться как средство манипуляции другими. При этом степень его опасности для человека может оставаться весьма высокой.

4.       Наказание себя – провоцируется физическими или психологическими страданиями. Смерть или самоповреждение представляется способом их прервать. Провоцируется чрезмерным чувством вины.

5.       Воссоединение – мотив, исходящий из фантазии о воссоединении с любимым человеком после смерти. Такие представления могут становиться актуальными при переживании тяжёлой утраты.

 

Причины СП многообразны. Их невозможно свести только к психическому расстройству или кризисной ситуации, которую переживает человек. Существуют факторы риска, присутствие которых увеличивает вероятность СП.

ПРИЗНАКИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА

I. Наличие суицидальных намерений:

·  Фантазии и мысли о смерти, самоповреждении, самоубийстве.

·  Признаки «прощания»: раздача долгов, подарков, написание завещания, «прощальных» писем.

·  Суицидальные угрозы. Нередко высказывания носят прямой характер («Я покончу с собой»), но чаще суицидальные тенденции проявляются в косвенных угрозах. Фразы-ключи:

 

«Не хочу быть больше обузой...»,

«Лучше не жить, чем так страдать...»,

«Теперь я больше никого не побеспокою...»,

«Я вам больше не помешаю...», 

«Вы меня больше не увидите...»,

 «Нет мочи больше терпеть все это...»,

«Я неудачник и являюсь для всех обузой…»,

«Всем будет только лучше без меня...» и др.

·  Суицидальные попытки ранее. Чем больше количество и выше тяжесть парасуицидов, тем выше вероятность дальнейшего СП.

·  Планирование суицида. Чем чётче человек представляет время, место и способ суицидальных действий, тем выше вероятность реализации суицида.

·  Наличие средств суицида. Наличие повреждающих предметов, медикаментов в больших количествах, ядохимикатов, огнестрельного оружия и пр. Риск увеличивается при наличии прямого доступа к этим средствам.

 

II. Наличие депрессии, тревоги и других психопатологических симптомов

Симптомы депрессии:

Сниженное настроение: «потухший» взгляд, тяжелые вздохи, задержка дыхания, необщительность, молчаливость, высказывания об отсутствии надежды, перспектив, смысла жизни.

Снижение интереса к обычным для данного человека занятиям, контактам и развлечениям. Он много времени проводит в постели, ничем не интересуется, избегает общения, просмотра телепередач, чтения и др.

‑ Снижение, работоспособности, повышение утомляемости. Человек обвиняет себя за «слабость воли», считает себя «никому не ненужным», «никчёмным».

Снижение самооценки и потеря уверенности в себе. Своё прошлое, настоящее и будущее человек воспринимает как череду прошедших и предстоящих неудач, в которых винит только себя.

Чрезмерное чувство вины, беспричинное порицание себя, обвинение в реальных и надуманных неудачах. Человек берёт вину за события в жизни близких, а иногда и незнакомых людей.

Повторяющиеся высказывания о смерти, самоубийстве, а также, агрессивное и импульсивное поведение и высказывания часто являются предшественниками суицидальных действий.

Нарушение концентрации внимания, чувство интеллектуальной неполноценности, снижение памяти. У человека может появиться ощущение, что его умственные способности необратимо снижаются и он болен каким-либо тяжёлым органическим заболеванием мозга. С купированием симптоматики депрессии эти симптомы проходят.

Нерешительность, чрезмерные колебания в выборе даже незначительного решения.

Заторможенность, снижение двигательной активности. Реже – тревожное возбуждение, повышение двигательной активности.

Нарушение сна. Затруднения в засыпании, пробуждения по ночам, раннее окончательное пробуждение, отсутствие удовлетворённости ночным сном, чувство постоянной мыслительной работы по ночам. Бессонница в ранние утренние часы может сопровождаться тягостными тревожными переживаниями с суицидальными мыслями.

Расстройство аппетита. Понижение аппетита с потерей веса на 5% и более от обычной массы тела также говорит о тяжести состояния. В некоторых случаях повышение аппетита и увеличение веса может служить бессознательной компенсацией отсутствия удовлетворения в других жизненных сферах.

Учащение употребления алкоголя.

Тревога – часто сопровождает депрессию, но может быть проявлением и других психических расстройств. Проявляется жалобами на волнение по любым, даже самым мелким поводам, двигательным беспокойством, учащением дыхания, нарушениями сна, озабоченностью состоянием здоровья. Одной из форм избегания тревоги и страха может стать суицид.

III. Наличие стрессовой ситуации

Примеры стрессовых ситуаций, которые нужно принимать во внимание как возможные поводы СП:

·  смерть близкого человека;

·  разлука/разрыв с партнером;

·  постановка диагноза тяжёлого заболевания;

·  семейные конфликты;

·  утрата ценностей;

·  необоснованные обвинения человека в чём-либо;

·  изменения рода деятельности или материальной обеспеченности;

·  ожидание хирургической операции и др.

 

IV. Качество социальной поддержки

Наличие поддержки со стороны ближайшего окружения (родных, друзей, сослуживцев, социальных служб) может способствовать предотвращению самоубийства. Отсутствие поддержки (проживание в одиночестве, замкнутый образ жизни или наличие враждебного, осуждающего окружения) значительно усиливает риск суицида.

V. Желание принимать помощь

Сотрудничество человека с теми, кто оказывает ему помощь, значительно увеличивает шансы на благоприятный исход критической ситуации. Эмоциональная недоступность, сокрытие суицидальных намерений, нежелание принимать помощь, сожаления о том, что ему «мешают» осуществить суицидальный замысел являются признаками неблагоприятного прогноза.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА В СОСТОЯНИИ КРИЗИСА

·  Ограниченное восприятие ситуации – события воспринимаются в «чёрно-белых» тонах, по принципу «всё или ничего». Человек не способен увидеть дополнительные возможности выхода из критической ситуации, кроме суицидального. Присутствие в речи высказываний: «Я не могу без него/неё жить», «Лучше смерть, чем позор», «Меня никогда не простят», «Без этой должности я никому не нужен» и т.п.

·  Безнадёжность и беспомощность – человек воспринимает своё состояние и ситуацию, как жизненный тупик. Он не видит перспектив выхода из кризиса, не способен представить своё будущее. Считает страдания бесконечными. Отрицает возможность улучшения состояния и уверен, что «никто не хочет или не в состоянии» ему помочь.

·  Импульсивность – эта черта может прослеживаться в поведении человека и в докризисный период. В кризисе человек может действовать, не обдумывая последствия. Часто может прибегать к актам самоповреждения.

·  Двойственное отношение к суициду – большинство людей не воспринимают суицидальное действие однозначно как «уход из жизни». Людям свойственно сомневаться, они часто испытывают колебания «за» и «против» определённых поступков. Человек колеблется между желанием «остаться живым и изменить ситуацию» и «желанием умереть или причинить себе боль». Эти колебания обычно проявляются в поведении и могут быть использованы окружающими, как усиление тенденции к жизни.

·  Воздействие на других и стремление к смерти – СП изначально имеет двойственную природу: с одной стороны оно имеет отношение к идее смерти или саморазрушения, с другой стороны, бессознательно направлено на привлечение внимания и изменение поведения окружающих. В большинстве суицидальных актов есть оба элемента. Такое поведение вызывает у окружающих страх и раздражение, они склонны изменить своё поведение, чтобы предотвратить суицид. Но сам способ манипуляции другими с помощью самоповреждения является признаком психологического неблагополучия. Суицид сильно влияет на окружающих, вызывая противоречивые чувства: гнев, страх, вину, стыд.

 

КАК РЕАГИРОВАТЬ, ЕСЛИ ВЫ УСЛЫШАЛИ О НАМЕРЕНИЯХ САМОУБИЙСТВА

Если Вы подозреваете у собеседника наличие психического расстройства, если он упоминает о суицидальных намерениях, то у Вас возможно возникновение специфических чувств и защитных реакций, которые являются нормальными в подобной ситуации. Однако эти чувства могут препятствовать правильной оценке риска:

– тревога и страх связаны с возможностью реализации собеседником суицидальных идей. Часто мы избегаем спрашивать напрямую о намерениях, что может препятствовать своевременному выявлению суицидальной попытки;

– раздражение и гнев связаны с ощущением нами манипулятивного давления, «суицидального шантажа». Здесь мы часто испытываем недоверие к собеседнику и даже стремимся его «наказать» (например, сделать вид, что не слышим или настроить других против него). При этом недопустимо провоцировать совершать «более серьёзные» суицидальные действия: «Если Вы хотели покончить с собой, почему же только руку порезали?». Чувствуя недоверие собеседник может попытаться доказать серьёзность своих намерений и совершить повторную попытку СП;

– презрение и обесценивание связаны с традиционным «стигматизирующим» отношением к людям с психическим неравновесием и с восприятием суицида как греха, нравственной слабости, неполноценности. Попытки «морализировать», «наставлять на путь истинный» обычно усиливают у собеседника чувство вины и стыда, усиливают душевную боль и страдание, препятствуют открытому диалогу.

– чрезмерное чувство вины связано с ощущением собственной причастности к суицидальным высказываниям или действиям другого. Следует помнить, что любой специалист отвечает только за правильность и своевременное исполнение своих прямых служебных обязанностей и не может нести всю ответственность за суицидальные действия другого. Полный контроль над кем-то невозможен. В конечном итоге, большая часть ответственности лежит на том, кто совершает суицид.

Отслеживая своё поведение и осознание своих чувств, мы избегаем конфликтов и провокаций, способствуем принятию собеседника таким, какой он есть без моральной оценки и личной обиды.

Беседа с человеком, склонным к СП, является как способом оценки суицидального риска, так и началом экстренных мероприятий. Хорошо проведенная беседа может (по крайней мере, временно) значительно снизить риск суицида. Рекомендуется проводить беседу, руководствуясь следующими принципами:

ПРИНЦИПЫ БЕССЕДЫ

• Неотложность. Указание на суицидальный риск говорит о том, что беседа с таким человеком не может быть «отложена».

• Беседу следует проводить изолировано т.к. в присутствии других собеседник может не раскрыть своих переживаний.

• Спокойное, «принимающее» отношение. Важно показать (словами, мимикой, жестами), что Вы принимаете любые жалобы собеседника, проявляете уважение к его мнениям и ценностям, понимаете его чувства.

• Активное слушание. Важно дать человеку возможность выразить чувства о своих переживаниях. В начале беседы достаточно простых вопросов о самочувствии, жалобах. Необходимо быть терпеливым и не торопить собеседника, адаптироваться к его темпу ведения беседы.

• Избегание моральных оценок. Необходимо избегать морального осуждения и обвинений. В противном случае контакт не будет продуктивным.

• Нейтральность к психопатологии. Каким бы ни было состояние собеседника, рекомендуется помнить, что любые симптомы являются лишь частью переживаний и особенностей человека. Не стигмируйте его как «психически больного».

• Искренность и избегание невыполнимых обещаний. Рекомендуется избегать обмана или двусмысленных замечаний, которые могут быть неверно истолкованы. Собеседника нужно проинформировать, что сведения о суицидальных намерениях будут переданы врачу или другим специалистам. Необходимо определить границы своих возможностей, то, что Вы можете и что не можете сделать для него.

• Неоднократное прояснение информации и проработка суицидальных мыслей. По ходу беседы некоторые темы требуют неоднократного прояснения, прежде всего, тема суицидальных мыслей и намерений. Вопросы об этом должны задаваться несколько раз по ходу беседы в разных формулировках. Чем больше человек говорит в беседе о своих чувствах и суицидальных намерениях, тем больше вероятность того, что они снизят свою «остроту», и он станет способным рассуждать более позитивно.

• Предложить собеседнику план помощи. Нужно проинформировать о дальнейших действиях специалистов (медиков, психологов), объяснить, что эффективная помощь не может быть оказана только путём однократной беседы. Стоит объяснить необходимость врачебного осмотра, консультаций других специалистов. Очень важно это делать так, чтобы у человека не создалось впечатления, что от него хотят «отделаться», что его боятся и пр.

Следование данным принципам общения способствует формированию доверительного контакта и даёт возможность говорить о негативных чувствах. Следует обязательно задать вопросы, касающиеся суицидальных намерений.

ЧЕГО СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ В БЕСЕДЕ:

·  Прерывать рассказ собеседника.

·  Показывать, что Вы «шокированы», проявлять слишком сильные эмоции.

·  Демонстрировать, что вы заняты и у вас нет времени.

·  Проявлять покровительственное отношение (разговаривать с позиции «старшего» или все знающего человека).

·  Допускать неясность в высказываниях.

·  Провоцировать на более «серьёзные» суицидальные действия.

·  Давать обещания о том, что Вы сохраните «в тайне» суицидальные замыслы.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОМОЩИ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ РИСКА СУИЦИДА

При обнаружении у человека признаков суицидального риска необходимо:

·         Обеспечить немедленное наблюдение за ним.

·         Продолжать беседу с ним.

·         Сообщить специалистам (медики, психологи) о возможном СП.

·         Немедленно сообщить руководителю своего подразделения о возможном риске суицидальных действий.

·         Постараться изъять средства, которые могут быть применены с целью самоповреждения (медикаменты, острые предметы, верёвки и пр.).

·         Обеспечить контроль над доступностью средств суицида (открытые окна, острые предметы, медикаменты и др.).

·         Наладить контакт с родственниками и/или другими эмоционально значимыми лицами, предварительно взяв согласие на это у собеседника.

 

Для справки:

Как правило, психиатрическое освидетельствование проводится по просьбе или с согласия гражданина. В случае отказа гражданина от психиатрического освидетельствования, оно может быть проведено без его согласия в случаях, когда есть основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства, которое обусловливает его непосредственную опасность для себя и/или для окружающих.

свернуть

Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних Информация для родителей по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме суицидального поведения детей и подростков.

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Суицидальная активность – любая внешняя или внутренняя активность, направленная на лишение себя жизни.

Суицидальное поведение – это проявление суицидной активности. Включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления.

Наиболее распространенными признаками суицидального поведения являются:

- Капризность, привередливость;

- Депрессия;

- Агрессивность;

- Нарушение аппетита;

- Раздача подарков окружающим;

- Психологическая травма;

- Перемены в поведении и другие.

Вас должны насторожить высказывания ребенка:

- Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится!».

- Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»).

- Уверения в своей беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случится, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.).

- Прощания.

- Самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю», «Я гениальное ничтожество. Если, как говорит один хороший человек, самоубийство — это естественный отбор, то почему же я не убьюсь наконец?» и т.п.).

- Сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.).

Что могут сделать родители, чтобы не допустить попыток суицида.

- Сохраняйте контакт со своим ребенком. Для этого расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым.

- Говорите о перспективах в жизни и будущем. Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь – эта та ценность, ради которой стоит жить. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения.

- Дайте понять ребенку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха.

- Проявите любовь и заботу, разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка.

 - Найдите баланс между свободой и несвободой ребенка. Современные родители стараются раньше и быстрее отпускать своих детей «на волю», передавая им ответственность за их жизнь и здоровье. Этот процесс не должен быть одномоментным и резким. Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться и что свобода может им пониматься как вседозволенность. Родителю важно распознавать ситуации, в которых ребенку уже можно предоставить самостоятельность, а в которых он еще нуждается в помощи и руководстве.

- Вовремя обратитесь к специалисту, если поймете, что вам по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком. В индивидуальной или семейной работе с психологом вы освоите необходимые навыки, которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком.

Необходимо отметить, что помимо поддержки родителей подростки испытывают эмоциональную потребность в общении со сверстниками-друзьями, у которых были бы схожие взгляды и интересы. Иногда подростки часто обращаются к Интернету в поисках «родственной души».

Однако Интернет таит в себе множество опасностей. Дети могут столкнуться с сайтами, пропагандирующими насилие, порнографию, межнациональную и религиозною рознь, употребление наркотиков и алкоголя.

Родителям необходимо знать, какую информацию ребенок ищет в Сети, на какие сайты заходит со своего телефона или планшета. В целях обеспечения безопасности ребенка в Интернете, родителям (законным представителям) стоит отслеживать, как ребенок использует сеть: устанавливать фильтры веб-содержимого, управлять контактами электронной почты или ограничить общение ребенка через Интернет.

Особенно важно выделить такую опасность в Сети, как «смертельные игры», например «Синий кит», «Киты плывут вверх», «Разбуди меня в 4.20″, f57, f58, «Тихий дом», «Рина «, «Н я пока», «Море китов», «50 дней до моего…». В социальных сетях, в частности в «В Контакте» распространяются группы (сообщества), призывающие несовершеннолетних к совершению самоубийств, а также культивирующие идеи суицида. В таких «группах смерти» детям даются задания, которые включают в себя самоповреждение (порезы, причинение вреда здоровью), отсутствие ночного сна, просмотр видео и прослушивание музыки, отправленной детям из таких сообществ. Последним заданием «смертельной игры» — будет задание совершить самоубийство.

 

свернуть
поделиться в: