РУС БЕЛ ENG

Охрана труда

14 марта 2024 года  будет проводиться областной День охраны труда с единой повесткой: «Электробезопасность. Требования по охране труда при работе с переносным электроинструментом. Обеспечение электротехнического персонала средствами защиты».

 

Информация к областному Дню охраны труда с единой повесткой «Электробезопасность. Требования по охране труда при работе с переносным электроинструментом. Обеспечение электротехнического персонала средствами защиты» скачать

ПАМЯТКА по подготовке и проведению областного Дня охраны труда с единой повесткой «Электробезопасность. Требования по охране труда при работе с переносным электроинструментом. Обеспечение электротехнического персонала средствами защиты» скачать

Тема всемирного дня охраны труда в 2024 году — Влияние изменения климата на безопасность и гигиену труда.

Изменение погодных условий оказывает заметное влияние на сферу труда, особенно влияя на безопасность и здоровье работников. Примеры профессиональных рисков, усугубляемых изменением климата, включают чрезмерную жару, ультрафиолетовое излучение, загрязнение воздуха, крупные промышленные аварии, экстремальные погодные явления, рост числа трансмиссивных заболеваний и повышенное воздействие агрохимикатов.

Международный день 28 апреля посвящен памяти рабочих, погибших, получивших травмы или профессиональные заболевания вследствие опасных, нездоровых и неприемлемых условий труда. С момента первой международной церемонии, посвященной 28 апреля, которая состоялась в 1996 году в Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, инициатива проведения Международного дня памяти стала охватывать профсоюзное движение всего мира.

Начиная с 2003 года, 28 апреля Международная организация труда проводит Всемирный день охраны труда, акцентируя внимание на мерах по предотвращению аварий и травматизма на рабочем месте, с целью воспользоваться существующим традиционным потенциалом трехстороннего подхода и социального диалога.

Мероприятие проводится в рамках Глобальной стратегии МОТ в области безопасности и гигиены труда, нашедшей документальное подтверждение в выводах Международной конференции труда от июня 2003 года. Пропагандистская деятельность является одним из основных направлений Глобальной стратегии, а Всемирный день охраны труда является важным инструментом в части повышения уровня информированности о том, как повысить безопасность и улучшить условия на рабочих местах, как содействовать повышению политического значения безопасности и здоровья на рабочих местах.

 

 

п/п

Ф.И.О

Должность

1.       

Савицкий

Павел Болеславович

председатель комиссии, директор

2.       

Костюшевская

Ольга Станиславовна

заместитель председателя комиссии, заместитель директора по учебной работе

3.       

Федорович

Ольга Ивановна

член комиссии, председатель профкома, учитель начальных классов

4.       

Гришан

Ирина Чеславовна

член комиссии, заведующий хозяйством

5.       

Маржало

Мария Ивановна

член комиссии, общественный инспектор, учитель географии

6.       

Субоч Ольга

Николаевна

секретарь комиссии, учитель русского языка и литературы

п/п

Мероприятие

Дата

Ответственные

1.

Инструктаж по охране труда  и мерах безопасности

январь

Савицкий П.Б.

 

2.

Проверка выполнения законодательства по вопросам режима рабочего времени, охране труда многодетных и приёмных семей

февраль

Савицкий П.Б.,

Федорович О.И.

 

3.

Участие в проведении организационных мероприятиях по охране труда

март

Савицкий П.Б.,

Гришан И.Ч.

 

4.

Проверка соответствия эксплуатируемого оборудования требованиям охраны труда

апрель

Руководство, профком, комиссия по охране труда

5.

Соблюдение техники безопасности в школьных мастерских

май

Савицкий П.Б.,

Гришан И.Ч.,

Костюшевская О.С.

6.

О ходе выполнения коллективного договора между администрацией и профкомом школы в области охраны труда

июнь

Федорович О.И.

 

7.

Соблюдение администрацией школы законодательства о рабочем времени работников

июль-август

Савицкий П.Б.,

Федорович О.И.

 

8.

Проверка противопожарного состояния здания школы, в пожароопасных учебных кабинетах, выполнение работниками школы инструкций по противопожарной безопасности

сентябрь

Савицкий П.Б.,

Гришан И.Ч.,

Маржало М.И.

 

9.

Готовность школы к работе в осенне-зимний период

октябрь

Комиссия по охране труда

10.

Проверка состояния санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах (температурный режим, освещённость)

ноябрь

Гришан И.Ч.,

Маржало М.И.

 

11.

О соблюдении трудовой дисциплины в учреждении образования

декабрь

Савицкий П.Б.,

Федорович О.И.

 

 

п/п

Повестка дня охраны труда

Дата проведения

1.

Транспортная дисциплина – залог безопасности на дорогах. Профилактика дорожно-транспортных происшествий  в организациях района.

11 января

 

2.

Проверка противопожарного состояния здания школы, пожароопасных учебных кабинетов, выполнение  работниками школы инструкций по противопожарной безопасности. (Концепция нулевого травматизма)

15 февраля

3.

Электробезопасность. Требования по охране труда при работе с переносным электроинструментом. Обеспечение электротехнического персонала средствами защиты.

14 марта

4.

Организация и проведение контроля производственных факторов, управление профессиональным риском для обеспечения оптимальных и допустимых условий труда работающих

11 апреля

5.

Всемирный день охраны труда с повесткой дня, рекомендованной Междунородной организацией труда

25 апреля

6.

Культура охраны труда на каждом рабочем месте

16 мая

7.

Роль профсоюзов по созданию здоровых и   безопасных условий труда в организациях  района.

13 июня

8.

О выполнении  мероприятий по охране труда. Соблюдение и выполнение требований, установленных в коллективном договоре по охране труда

11 июля

9.

Обеспечение требований безопасности при ремонте и обслуживании транспортных средст. (Управление приемлемыми рисками)

15 августа

10.

Меры по обеспечению безопасности труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ.

12 сентября

11.

Состояние трудовой дисциплины, мерах по её укреплению и профилактике пьянства на производстве. Формирование у работников культуры безопасности труда и личной ответственности за свою жизнь и здоровье.

10 октября

12.

Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда – залог обеспечения прав работников на здоровые и безопасные условия труда

14 ноября

13.

Меры по обеспечению пожарной безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий

12 декабря

«Vision Zero» или «Нулевой травматизм» – это новый подход к организации профилактики травматизма, объединяющий три направления – безопасность, гигиену труда и благополучие работников на всех уровнях. В целях развития культуры безопасности и гигиены труда в соответствии с концепцией «Vision Zero» Международная ассоциация социального обеспечения (МАСО) разработала практический инструмент управления, соблюдение которого может позволить снизить производственный травматизм до минимума. В основе – осознанная деятельность всех участников образовательного процесса, начиная от руководителя и заканчивая работниками, с целью предотвратить любые несчастные случаи в учреждении.

Принципами проведения Недели нулевого травматизма являются:

- приоритет жизни работника и его здоровье;

- ответственность руководителей и каждого работника за безопасность и соблюдение требований по охране труда;

- вовлечение работников в обеспечение безопасных условий и охраны труда;

- оценка и управление рисками на производстве;

- обучение и информирование работников по вопросам охраны труда.

 

Концепция «Нулевого травматизма» (Vision Zero) включаюет семь «золотых правил»:

  1. Стать лидером – показать приверженность принципам
  2. Выявлять угрозы – контролировать риски
  3. Определять цели – разрабатывать программы
  4. Создать систему безопасности и гигиены труда – достичь высокого уровня организации
  5. Обеспечивать безопасность и гигиену на рабочих местах, при работе со станками и оборудованием
  6. Повышать квалификацию – развивать профессиональные навыки
  7. Инвестировать в кадры – мотивировать посредством участия

 

По данным Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в Республике ежегодно травмируются на производстве более тысячи работников.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ТРАВМАТИЗМА – ХАЛАТНОСТЬ, ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ СВОЕЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ И БЕЗОПАСНОСТЬЮ ОКРУЖАЮЩИХ, НЕВЫПОЛНЕНИЕ СВОИХ НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ.

Наниматели и работающие обязаны строго соблюдать требования охраны труда, установленные законодательством Республики Беларусь!!!

За нарушение требований охраны труда работники привлекаются к дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.

          

28 апреля-

Всемирный день охраны труда!!!

 

«За безопасность надо платить, а за ее отсутствие – расплачиваться!»

               У. Черчилль

  1. Нормативно–правовое обеспечение расследования несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками.

ИНСТРУКЦИЯ о расследовании и учете несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками, утверждённая постановлением Министерства образования Республики Беларусь 07.08.2003 № 58., изменений и дополнений не было.

  1. Порядок расследования и учета несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками.

Что понимают под несчастным случаем?

Под несчастным случаем с обучающимися и воспитанниками (далее – несчастный случай) понимают событие, в результате которого обучающийся или воспитанник (далее – ребенок, дети) получил увечье, травму или иное повреждение здоровья (п. 2 Инструкции).

Важно! Потеря работоспособности хотя бы на 1 день.

Когда проводить расследование?

В соответствии с 3 и 4 п. Инструкции учреждение образования должно расследовать несчастный случай, если он одновременно

1) повлек временную или стойкую утрату здоровья либо смерть ребенка; (!!!!! заключение организации здравохранения)

2) произошел в одном из следующих мест:

на территории учреждения образования;

в ином месте, где ребенок находился под непосредственным руководством педагога по приказу (поручению) руководителя учреждения образования, например, при походе в кино, театр совместно с педагогом;

при следовании к месту учебы, практики, отдыха и другому на транспорте, предоставленном учреждением образования;

на транспорте общего пользования или ином транспорте, а также при следовании пешком по приказу (поручению) руководителя учреждения образования.

Важно! Инструкция предусматривает, что расследуются несчастные случаи, произошедшие на территории учреждения образования или в ином месте, где обучающийся находился под непосредственным руководством педагогического работника в соответствии с приказом руководителя учреждения образования.

Как расследовать?

Существуют два порядка расследования несчастных случаев.

  1. общий порядок (глава 2 Инструкции)
  2. расследование групповых НС или НС со смертельным исходом (глава 3 Инструции)

Общий порядок расследования.

  1. Действия с момента происшествия НС до начала расследования.

Шаг 1. Оказать помощь пострадавшему

Если несчастный случай произошел, то в первую очередь нужно принять меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на ребенка, получившего травму. Так, работники должны оказать пострадавшему первую медицинскую помощь, вызвать на место происшествия медицинских работников, доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

Важно! Согласно п. 5 Инструкции указанные меры могут быть предприняты любым из работников учреждения образования.

Шаг 2. Сообщить руководителю учреждения образования

Затем работники учреждения образования незамедлительно сообщают о происшествии руководителю учреждения образования (п 5. Инструкции).

Шаг 3. Сообщить законному представителю

Руководитель учреждения образования, получив сообщение о несчастном случае, информирует о нем:

— законного представителя ребенка, получившего травму, или лицо, представляющее его интересы;

— вышестоящую организацию (управление образования, инженера по охране труда)

Важно! Срок для информирования законодательно не установлен. Но лучше это сделать незамедлительно.

!!! Если травма зарегистрирована в медицинском учреждении как произошедшая в учреждении образования, то начинаем расследование.

  1. Действия по расследованию несчастного случая

Шаг 1

  1. Приказом назначаются ответственные лица, которые принимают участие в расследовании:

Согласно п. 10 Инструкции в расследовании принимают участие:

  1. уполномоченный представитель руководителя учреждения образования.

Важно! Таким уполномоченным представителем может быть любой сотрудник учреждения образования. Чтобы расследование было объективным и всесторонним, для его проведения рекомендуется назначать представителем специалиста, квалификация которого позволяет провести такое расследование

  1. уполномоченный представитель профсоюза;

3.специалист по охране труда (лицо, на которое возложены обязанности специалиста по охране труда) учреждения образования.

В соотв. с абз 2 п. 6 и п. 11 Инструкции

В расследовании не могут участвовать:

руководитель учреждения образования;

руководитель, на которого непосредственно возложены организация работы по охране труда и обеспечение безопасности ребенка, получившего травму.

Образец приказа

О проведении расследования несчастного случая

В связи с несчастным случаем, произошедшем ______ (дата) с _______(Ф.И.О., класс) и на основании  Инструкции о расследовании и учёте несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками, утверждённой постановлением Министерства образования Республики Беларусь 07.08.2003 № 58 (далее - Инструкция)

ПРИКАЗЫВАЮ:

       1. Назначить для проведения расследования несчастного случая:

       1.1. уполномоченного представителя руководителя учреждения образования по расследованию несчастного случая _______ (Ф.И.О., должность);

       1.2. уполномоченного представителя профсоюза _______(Ф.И.О. общественного инспектора по охране труда);

       1.3. инженера по охране труда или лицо, на которого возложены эти обязанности _______ (Ф.И.О.).

       2. Лицам, указанным в п.1 данного приказа, провести расследование несчастного случая в соответствии с Инструкцией.

ШАГ 2

Провести само расследование

Срок расследования – 5 рабочих дней с момента, когда о несчастном случае стало известно. При этом в него не входит время, необходимое для проведения экспертизы и получения других документов (п.12 Инструкции)

Обратите внимание!

Если руководителю учреждения образования не было сообщено о несчастном случае в течение учебного дня (учебной смены) или если повреждение здоровья наступило не сразу, то несчастный случай расследуют в течение месяца со дня, когда руководителю стало о нем известно (п. 19 Инструкции)

 

В рамках расследования нужно (п.13 Инструкции):

обследовать место, где произошел несчастный случай; рекомендуется сразу после несчастного случая (необходимо для того, чтобы не были утеряны важные следы и доказательства)

Осмотр места происшествия оформить протоколом, актом.

сфотографировать при необходимости место происшествия несчастного случая, составить схемы, эскизы, провести лабораторные исследования, испытания, экспертизы и другие необходимые работы;

взять объяснения, опросить ребенка, получившего травму (при возможности), свидетелей, должностных и иных лиц;

Объяснения лучше брать в письменном виде.

изучить необходимые документы;

Обязательно изучить документы о прохождении обучающимся или воспитанником, получившим травму, обучения мерам безопасности.

установить обстоятельства и причины несчастного случая, лиц, допустивших нарушения законодательства о труде и охране труда, мер безопасности, НПА, ТНПА, ЛНА (ЛНПА), разработать мероприятия по устранению причин несчастного случая.

Важно: Инструкция N 58 не устанавливает, кто присутствует при опросе несовершеннолетних. Однако, например, чтобы избежать обжалования результатов расследования в этой части со стороны родителей, провести аналогию с административным или уголовным процессом. Опрашивать несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, а при необходимости до 16 лет, обязательно в присутствии педагогического работника. В случае необходимости при опросе могут присутствовать психолог, а также родители или иные законные представители несовершеннолетнего (часть 1, ст. 10, 11 ПИКоАП (Процессуально-исполнительный кодекс РБ Об административных правонарушениях, ст. 221, 332, 435-437 Уголовно-процессуального кодекса)

ШАГ 3 Оформить акт о несчастном случае

После того, как расследование несчастного случая завершено, уполномоченный представитель руководителя учреждения образования совместно с лицами, участвовавшими в расследовании, оформляет акт о несчастном случае формы Н-2 в 3 экземплярах (п. 10, 14 Инструкции)

К одному из экземпляров акта прилагают:

1.объяснения ребенка, получившего травму;

2.объяснения свидетелей, должностных и иных лиц;

3.планы, схемы, фотоснимки и другие документы, характеризующие место, где произошел несчастный случай, с указанием допущенных нарушений требований законодательства о труде и охране труда, мер безопасности, НПА, ТНПА, ЛНА.

ШАГ 4. Утвердить и зарегистрировать акт о несчастном случае.

Все экземпляры акта с приложенными к одному из них документами направляют руководителю учреждения образования для рассмотрения и утверждения (п.15 Инструкции)

 Срок направления руководителю учреждения образования акта с приложенными документами расследования не установлен. Скорее всего этот срок включен в срок проведения расследования, т.е. в течение 5 дней.

Руководитель учреждения образования:

 в течение 1 рабочего дня рассматривает документы расследования, утверждает акт и регистрирует его в журнале регистрации несчастных случаев с обучающимся или воспитанником, получившим травму. (п. 16, ч.1 Инструкции);

принимает меры к виновным лицам;

обеспечивает разработку и реализацию мероприятий по профилактике несчастного случая

С момента регистрации акта в указанном журнале несчастный случай считается учтенным в данном учреждении образования.

На заметку

Несчастный случай, произошедший с ребенком, который не вызвал повреждения здоровья, учитывается руководителем учреждения образования в журнале регистрации микротравм (ч.1 п.20 Инструкции)

Если руководитель учреждения образования не согласен с содержанием акта, он принимает решение о проведении дополнительного расследования (ч.2.п.16 Инструкции). Для этого он может издать приказ или иной распорядительный документ.

ШАГ 5. Направить акт о несчастном случае

Руководитель учреждения образования направляет по одному экземпляру акта в трехдневный срок после их утверждения (п. 17 Инструкции):

1) ребенку, получившему травму (законному представителю или лицу, представляющему его интересы);

2) вышестоящей организации (по подчиненности);

3) специалисту по охране труда (лицу, на которое возложены обязанности специалиста по охране труда) учреждения образования. Ему направляют экземпляр акта, к которому приложены документы расследования.

По требованию других заинтересованных должностных лиц им также может быть направлен акт. Поскольку составляется и утверждается три экземпляра акта о несчастном случае, то иным лицам, полагаем, может быть направлена копия акта.

Акт с документами расследования хранят в течение 20 лет в учреждении образования, в котором взят на учет несчастный случай (п.18 Инструкции).

 

 

 

 

 

аттестация рабочих мест по условиям труда – система учета, анализа и комплексной оценки на конкретном рабочем месте всех факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, воздействующих на работоспособность и здоровье работающего в процессе трудовой деятельности;

безопасные условия труда– условия труда, при которых исключено воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов либо уровни их воздействия на работающих не превышают установленных нормативов;

вредный производственный фактор– производственный фактор, воздействие которого на работающего в производственном процессе в определенных условиях может привести к заболеванию, снижению работоспособности либо к смерти;

инструктаж по охране труда– процесс ознакомления с требованиями по охране труда, безопасными методами и приёмами работы, выполнение которой входит в функциональные (должностные) обязанности работающего, или другой работы, порученной работодателем;

идентификация опасностей – процедура обнаружения (выявления и распознания) и описания опасностей;

трудовое увечье – вред (стойкая утрата профессиональной трудоспособности либо смерть), причинённый жизни или здоровью гражданина в результате несчастного случая на производстве;

производственная травма – повреждение здоровья в результате несчастного случая на производстве;

оценка опасностей – систематическое оценивание опасностей;

оценка риска – процесс анализа рисков, вызванных воздействием опасностей на работе, для определения их влияния на безопасность и сохранение здоровья работников;

обучение по вопросам охраны труда– процесс организации образовательной деятельности, направленный на освоение работающими содержания образовательных программ по вопросам обеспечения безопасности жизни и здоровья в процессе их трудовой деятельности;

опасность– источник или ситуация с возможностью нанесения вреда жизни или здоровью работающего;

опасный производственный фактор– производственный фактор, воздействие которого на работающего в производственном процессе в определенных условиях способно привести к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья либо к смерти;

охрана труда – система обеспечения безопасности жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-противоэпидемические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства;

проверка знаний по вопросам охраны труда– проверка знаний работающих по вопросам обеспечения безопасности жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, освоения безопасных методов и приёмов работы, выполнение которой входит в их функциональные (должностные) обязанности, или другой работы, порученной работодателем;

работы сповышенной опасностью– работы, при выполнении которых на работающего могут воздействовать вредные и(или) опасные производственные факторы, для управления которыми требуется осуществить специальные организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работающих при выполнении этих работ;

система управления охраной труда– совокупность мероприятий по охране труда, методов и средств управления, направленных на организацию деятельности пообеспечению безопасности, сохранению жизни, здоровья иработоспособности работающих впроцессе трудовой деятельности;

средство индивидуальной защиты– средство защиты, надеваемое на тело работающего или его части либо используемое им, предназначенное для предотвращения или уменьшения воздействия на работающего вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения и (или) при работе в неблагоприятных температурных условиях;

средство коллективной защиты– средство защиты, конструктивно и (или) функционально связанное с производственными процессами и оборудованием, капитальным строением (зданием, сооружением), изолированным помещением или производственной площадкой, предназначенное для защиты работающих от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

стажировка по вопросам охраны труда– практическое освоение безопасных методов и приёмов работы, выполнение которой входит в функциональные (должностные) обязанности работающего, под руководством лица, уполномоченного работодателем;

условия труда–совокупность факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, воздействующих на работоспособность и здоровье работающего в процессе трудовой деятельности.

управление охраной труда– подготовка, принятие и реализация решений по осуществлению правовых, социально-экономических, организационных, технических, психофизиологических, санитарно-противоэпидемических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий, направленных на достижение установленных целей и реализацию конкретных задач в области охраны труда.

 

О предупреждении несчастных случаев на производстве при выполнении погрузочно-разгрузочных работ

Анализ проводимой в республике работы по обеспечению здоровых      и безопасных условий труда показывает, что во многих организациях           со стороны нанимателей не всегда принимаются должные меры               по обеспечению требований безопасности, установленных законодательством и нормативными правовыми актами по охране труда,  а также по соблюдению работниками трудовой и производственной дисциплины.

Одним из распространенных видов работ, при выполнении которых работники получили травмы, являются погрузочно-разгрузочные работы.

Обеспечение здоровых и безопасных условий труда работающих, занятых погрузочно-разгрузочными работами, регламентируется Межотраслевыми правилами по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ, утвержденными постановлением Министерства   труда    и    социальной   защиты Республики Беларусь  от 26.01.2018 № 12 (Межотраслевые правила) и Типовой инструкцией по охране труда                      при проведении погрузочно-разгрузочных и складских работ, утвержденной постановлением Министерства   труда    и    социальной   защиты Республики Беларусь  от 26.01.2018 № 10.

Безопасность проведения погрузочно-разгрузочных работ должна быть обеспечена путем выбора способа проведения погрузочно-разгрузочных работ, подъемно-транспортного оборудования, средств механизации, приспособлений для грузоподъемных операций; подготовкой места проведения погрузочно-разгрузочных работ; применением работающими средств индивидуальной защиты, а также        при необходимости средств коллективной защиты; а так же проведением медицинского осмотра работающих, инструктажа, стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда.

При организации работ, связанных с подъемом и перемещением грузов вручную, необходимо учитывать параметры, характеризующие тяжесть и напряженность труда, установленные Санитарными нормами              и правилами «Гигиеническая классификация условий труда», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.12.2012 № 211.

На работах с применением женского труда должны соблюдаться требования постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13.10.2010 № 133 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения тяжестей женщинами вручную».

На работах с применением труда несовершеннолетних должны соблюдаться требования постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13.10.2010 № 134 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную».

В соответствии с пунктом 11 Межотраслевых правил для организации и обеспечения безопасности труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ работодатель, предоставляющий работу гражданам     по трудовым договорам, приказом (распоряжением) назначает должностное лицо (должностных лиц), ответственное (ответственных)            за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ.

Данное должностное лицо организует и обеспечивает безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ; выбирает безопасные способы погрузки, разгрузки грузов; указывает работающим место складирования грузов; проводит с работающими целевой инструктаж             по охране труда при выполнении ими разовых работ по погрузке, разгрузке, не связанных с их прямыми обязанностями, а также перед выполнением погрузочно-разгрузочных работ, на которые оформляется наряд-допуск; обеспечивает выполнение предусмотренных нарядом-допуском мероприятий; принимает меры по устранению возникшей опасности, а при необходимости обеспечивает эвакуацию работающих            из опасной зоны при возникновении опасности для их жизни и здоровья, прекращает погрузочно-разгрузочные работы; выполняет иные мероприятия по безопасному проведению погрузочно-разгрузочных работ, предусмотренные Межотраслевыми правилами и другими нормативными правовыми актами.

К проведению погрузочно-разгрузочных работ допускаются работающие, прошедшие в случаях и порядке, установленных законодательством, медицинский осмотр, инструктаж, стажировку              и проверку знаний по вопросам охраны труда.

Погрузочно-разгрузочные работы выполняются на специально отведенных погрузочно-разгрузочных площадках с твердым основанием, обеспечивающим устойчивость подъемно-транспортного оборудования, складируемых материалов и транспортных средств.

На площадке для укладки грузов должны быть обозначены границы штабелей, проходов и проездов между ними. Не допускается размещать грузы в проходах и проездах.

При промежуточном складировании грузов должны применяться конструкции и средства, обеспечивающие устойчивость и надежность крепления уложенных грузов.

Места проведения погрузочно-разгрузочных работ должны быть оснащены необходимыми средствами коллективной защиты и знаками безопасности.

В местах постоянной погрузки и разгрузки транспортных средств погрузочно-разгрузочные работы выполняются с погрузочно-разгрузочных рамп, платформ, эстакад и других стационарных сооружений высотой, равной высоте пола транспортного средства.

В случае разности высот пола транспортных средств необходимо применять мостики, сходни, трапы, прогиб настила которых                           при максимальной нагрузке не должен превышать 0,02 м и имеющие упоры для исключения их смещения.

Стационарные сооружения для погрузки, разгрузки автомобильного транспорта оборудуются колесоотбойными предохранительными устройствами, препятствующими съезду и опрокидыванию безрельсового напольного транспорта.

Площадки и подходы к ним должны быть очищены от мусора, посторонних предметов. В зимнее время необходимо следить за тем, чтобы площадки, на которых выполняются погрузочно-разгрузочные работы, а также трапы, сходни, мостки и тому подобное содержались              в состоянии, исключающем возможность скольжения работающих                и других лиц, были очищены от снега, льда, посыпаны песком, шлаком или другими противоскользящими материалами.

Не допускается проводить погрузочно-разгрузочные работы на пути движения транспортных средств, а также в местах переходов и переездов.

При проведении погрузочно-разгрузочных работ не допускается применять неисправные, не соответствующие по грузоподъемности               и характеру груза подъемно-транспортное оборудование, средства механизации, приспособления для грузоподъемных операций, инструмент.

В случае отсутствия данных по массе и центру тяжести поднимаемого груза подъем груза производится только при непосредственном руководстве уполномоченного должностного лица работодателя.

Безопасность при выполнении погрузочно-разгрузочных работ                  и размещении груза в таре обеспечивается содержанием тары в исправном состоянии и правильным ее использованием.

Поднятие и перемещение грузов массой более 20 кг                               в технологическом процессе необходимо производить с помощью погрузочно-разгрузочного оборудования.

Перемещение грузов в технологическом процессе на расстояние более 25 м должно быть механизировано.

Для обеспечения безопасной погрузки, разгрузки, перемещения грузов с помощью подъемно-транспортного оборудования должны быть разработаны схемы строповки грузов в зависимости от их вида, массы, формы.

Строповку крупногабаритных грузов (металлических, железобетонных конструкций и другого) необходимо проводить                  за специальные устройства, строповочные узлы или обозначенные места      в зависимости от положения центра тяжести и массы груза.

Перед подъемом и перемещением груза проверяется устойчивость груза и правильность его строповки.

Перемещение груза, на который не разработаны схемы строповки, должно производиться под непосредственным руководством                                     и в присутствии уполномоченного должностного лица работодателя.

Железнодорожный подвижной состав, поставленный под погрузку, разгрузку, закрепляется при помощи тормозных башмаков, подкладываемых под колеса с обеих сторон, и ограждается сигналами безопасности. Автомобильный транспорт закрепляется при помощи противооткатных устройств.

Размещение грузов на стеллажах следует производить с учетом предельно допустимой нагрузки на каждую полку. Каждый стеллаж должен быть надежно закреплен, иметь инвентарный номер и надписи                 о предельно допустимой нагрузке на каждой полке или на щите, прикрепленном к стеллажу.

Не допускается укладка грузов на неисправные стеллажи, подмости, беспорядочное складирование грузов.

Грузы должны укладываться так, чтобы исключалась опасность                  их падения и опрокидывания и при этом обеспечивались доступность               и безопасность их выемки.

В целях обеспечения безопасности при поведении погрузочно-разгрузочных работ и недопущения случаев производственного травматизма Департамент государственной инспекции труда полагает целесообразным обратить внимание работодателей на необходимость:

назначить ответственных специалистов за проведение погрузочно-разгрузочных работ;

соблюдать порядок обучения и периодической проверки знаний инструкций у персонала, участвующего в погрузочно-разгрузочных работах;

ужесточить спрос за соблюдением работниками требований по охране труда, трудовой и производственной дисциплины в соответствии                  с требованиями Директивы Президента Республики Беларусь                         от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности              и дисциплины»;

не допускать к работе (отстранять от работы) в соответствующий день (смену) работников, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, не прошедших инструктаж, стажировку и проверку знаний     по вопросам охраны труда, не использующих выданные им средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда,                 не прошедших обязательные медицинские осмотры (освидетельствования).

свернуть
поделиться в: