РУС БЕЛ ENG

Описание модели

Теоретические основы модели формирования модели формирования опыта нравственного поведения у учащихся I ступени общего среднего образования

 

Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи определяет условия духовно-нравственного воспитания, которое является основой формирования опыта нравственного поведения:

духовно-нравственная и этическая позиция педагогических работников, законных представителей обучающихся;

нравственно благоприятная среда в учреждениях образования, позитивное взаимодействие участников образовательного процесса;

накопление и актуализация духовно-нравственного потенциала личности в ее деятельности и поступках обучающихся;

педагогическая поддержка потребности личности в духовно-нравственном самосовершенствовании; наличие нравственного идеала;

реализация духовно-нравственного потенциала личности во всех видах деятельности;

опора на культурные и духовно-нравственные традиции белорусского народа, использование потенциала общественных, религиозных, детских и молодежных организаций.

В процессе нравственного воспитания Концепцией обозначены умения навыки, которыми должны овладеть учащиеся, согласно возрастным особенностям. Обучающиеся на I ступени общего среднего образования должны освоить правила культуры поведения в отношениях с родителями, сверстниками и взрослыми, сотрудниками учреждения образования. Освоить правила нравственных отношений к природе, к другим людям, культуры ненасилия. Сформировать основы ценностного отношения к труду.

Сущность модели формирования опыта нравственного поведения учащихся I ступени общего среднего образования – в целостности формирования опыта нравственного поведения у детей младшего школьного возраста в процессе реализации практико-ориентированной программы «Нравственные основы этикета» и создание следующих педагогических условий:

в содержание образования учащихся І ступени общего среднего образования включен курс факультативных занятий «Нравственные основы этикета», последовательно развивающий у них этическое видение мира, закладывающий фундамент нравственных знаний, умений, переживаний;

в образовательном процессе используются технологии формирования оценочных суждений, аналитических и рефлексивных умений, представляющие учащимся возможность нравственного самоопределения, осмысленной инициативы в ситуациях морального выбора;

в курсе «Нравственные основы этикета» внедряется система практических заданий, обеспечивающих систематическое включение учащихся данного возраста в такие виды активной деятельности, которые требуют самооценки мотивов, развивают эмоционально-чувственную и волевую сферы, активизируют оценочную и рефлексивную деятельность, способствуют выработке алгоритмов нравственного поведения.

Модель формирования опыта нравственного поведения у учащихся I ступени общего среднего образования включает:

целевой, гносеологический, проектировочный, процессуально-содержательный, технологический, итогово-аналитический блоки.

Каждый из блоков является частью целостной структуры внедряемого процесса, имеет свои цели, задачи и средства.

Методы диагностики:

метод ранговой корреляции ценностных ориентаций учащихся, включенное и отсроченное (лонгитюдное) наблюдение, игровые методы, метод решения этических задач и ситуаций связанных с моральным выбором, метод независимых характеристик, общественная аттестация; математический анализ статистических данных, диагностика уровня сформированности нравственных качеств учащихся.

Критериальные параметры сформированности опыта нравственного поведения в младшем школьном возрасте: наличие элементарных знаний и следование нравственным правилам поведения, исходящих от самого учащегося как субъекта деятельности; способность принимать решения в моральной ситуации; способность к моральной самооценке своих поступков и адекватной оценке поступков других людей; единство слова и дела.

Рассмотрение младшего школьника как субъекта деятельности, а самой деятельности как основы воспитания его нравственных качеств показывает, что их формирование определяется той системой связей и нравственных отношений, которые актуализируются деятельностью, а также зависит от того, какую активность младший школьник в ней проявляет. Именно активно-деятельностная сторона самой личности младшего школьника и является одним из важнейших условий воспитания его нравственных качеств.

В рамках внедрения модели формирования опыта нравственного поведения учащиеся включались в такие виды активной деятельности, которые требуют самооценки мотивов, развивают эмоционально-чувственную и волевую сферы, активизируют оценочную и рефлексивную деятельность, способствуют выработке алгоритмов нравственного поведения.

Содержание курса включает 4 раздела: человечность и гуманизм; традиции и обычаи; красота; разумный этикет. Каждый из разделов соответствует одной четверти. Занятия имеют циклический характер, т. е. повторяются в различных возрастных категориях, но с условием значительного расширения своего содержания.

Формированию основных знаний, умений и навыков опыта нравственного поведения у учащихся способствовали активные и интерактивные методы обучения и воспитания.

Досуговая деятельность – составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся.

Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения педагога придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. В ходе внедрения модели формирования нравственного поведения учащихся І ступени общего среднего образования педагогом-организатором были разработаны и использованы новые формы организации досуга.

Современные формы организации досуга для детей І ступени обучения должны быть необычные по замыслу, организации, методике проведения, вызывать живой интерес у детей, тогда они не сковывают воспитательный процесс, оживляют атмосферу, активизируя учащихся, способствуя формированию гармонично развитой личности.

Положительный эффект и активное взаимодействие детей можно наблюдать в процессе проведения анимационных театрализованных программ, где замысел мероприятия доводится через популярного героя и подвижную развлекательную игру. Так главным героем Праздника букваря стали Маша и медведь, а новогодней программы – проказник Гринч и добрая девочка Синди Лу, которая верила в чудеса.

Очень важно даже в программах учебно-познавательного характера (круглый стол, беседа, устный журнал) использовать методы активизации аудитории: кричалки, шумелки, кластеры, флешмобы, мозговой штурм. Информация, предоставленная таким образом, легче воспринимается и дети, взаимодействуя друг с другом учатся работать в команде, принимать своего товарища, договариваться, обсуждать вместе.

Важно научить детей делать свой досуг содержательным, «работающим» на совершенствование личности и привлекать к данной работе родителей, которые для них являются авторитетом. Первый фундамент нравственных отношений друг с другом у детей закладывается именно от них. Поэтому была применена интересная форма работы – салон. Как мероприятие культурно-досуговой деятельности – это вечер для узкого круга лиц, объединенных общими интересами и увлечениями. На таких вечерах в уютной «домашней» обстановке участники обмениваются информацией, проводят мастер-классы.

В такой форме были проведен игровой мастер-класс «Коса – девичья краса» (Приложение 6); творческий семейный салон «Art-Family», где дети совместно с родителями организовывали праздничный концерт, а еще каждый смог поучаствовать в интерактиве: мастер-класс по изготовлению семейной реликвии «Подари сердечко», который проводили дети для родителей и арт-игре «Тили-тили-тили-бом, строим дом».

Такие формы работы, несомненно, помогают узнать друг друга поближе, объединиться, сделать еще один шаг навстречу к взаимопониманию и единству.

Ещё в первой половине XX века русский философ Ильин утверждал, что мир управляется из детской. «Воспитание начинается в семье, и заменить её в этом деле ничто не может, ибо только в семье природа дарует необходимую для воспитания любовь». Школа должна помочь родителям в вопросе духовно-нравственного становления их детей. С этой целью в рамках внедрения модели формирования опыта нравственного поведения учащихся в работе с родителями использовались разнообразные формы.

По итогам каждой четверти были организованы тематические родительские собрания с целью повышения уровня психолого-педагогической культуры родителей и совершенствования их взаимоотношений с детьми, укрепления морально-психологического климата в семье (праздник-акция «Руки сердечное тепло», марафон ЗОЖиков «Мама, папа, я – здоровая семья», фестиваль «Клубочек заботы», семейный праздник «Ёлка на снегу», челлендж «Мир моих увлечений» и т.д.).

Активно поддерживалась родителями памятка «Страничка для родителей». Обратная связь с родителями и их участие в совместных мероприятиях позволили родителям лучше познать своих детей и активно участвовать в их жизнедеятельности.

В результате внедрения модели формирования опыта нравственного поведения учащихся I ступени общего среднего образования» в учреждении образования:  

пополнен банк образовательных ресурсов по теме (конспекты занятий, внеклассные мероприятия, видеотека, мультимедийные презентации, сборник материалов «Обряды и обрядовые игры нашей местности», дидактические игры (настольная игра «Азбука здоровья»), лэпбук «Всё о наших правах» (Приложение 8), картотека-презентация «Традиционные белорусские игры» и др.).

Учащиеся – участники инновационной деятельности, с успехом участвовали в конкурсах различного уровня и направленности. Это говорит о том, что работа в рамках курса «Нравственные основы этикета» благотворно сказывается не только на уровне их духовно-нравственных качеств, но и раскрывает их таланты, повышает самооценку и мотивирует к созиданию.

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Вершинина Т.В. Педагогическая оценка поступков младших школьников как средство их нравственного воспитания: Автореф. дис. канд.пед.наук: 13.00.01 / Т.В.Вершинина / Науч.исслед.ин-т общ. проблем воспитания АПН СССР. – М., 1974. – 27 с.
  2. Воспитание нравственной личности в школе: пособие для руководителей учреждений образования, педагогов-организаторов, классных руководителей / К.В. Гавриловец [и др.]; под ред. профессора К.В. Гавриловец. – Минск : ИВЦ Минфина, 2005. – 226 с.
  3. Вязгина, В.И. Педагогические условия формирования опыта нравственного поведения младших учащихся в современной школе / В.И. Вязгина /Автореф. дис. диссерт кандидата педагогических наук: 13.00.02/ учебно-изд. Центр БГПУ им. М. Танка Минск.—2003. 21 с
  4. Вязгина, В.И.Формирование национального самосознания и патриотизма у учащихся/ В.И. Вязгина // Праблемы выхавання. – 2009. – № 6. – С. 18-21.
  5. Вязгина, В.И. Управление процессом нравственного воспитания младших школьников / В.И. Вязгина // Праблемы выхавання /Адукацыя і выхаванне. – 2004. – № 1. – С. 46 – 57.
  6. Вязгіна, В.І. Азбука сямейнага жыцця. Прапедэўтычная работа па падрыхтоўцы малодшых школьнікаў да семейнага жыцця / В.І. Вязгіна // Пачатковая школа. – 2005. –– № 5. – С. 38-40.
  7. Вязгіна, В.І.Азбука сямейнага жыцця. Праграма і распрацоўкі ўрокаў курса «Этыкет». 2 клас / В.І. Вязгіна // Пачатковая школа № 6,7,9,10;2006.-№ 2, 4, 5.
  8. Вязгина, В.И. Духовно-нравственное развитие личности в образовательном процессе школы / В.И. Вязгина // Праблемы выхавання. – 2011. - № 2. - С. 3 – 6.
  9. Вязгина, В.И.Сущность, специфика духовно-нравственного воспитания одарённого ребёнка/ В. И.Вязгина // Воспитание на принципах гуманной педагогики: [Электронный ресурс]/ ГУО «Акад. последиплом. образования. – Минск : АПО, 2017.- 110с.с 23-27
  10. Гавриловец К.В. Гуманистическое воспитание в школе: Пособие для директоров школ, учителей, кл. руководителей. – Мн.: Полымя, 2000. – 128 с.
  11. Гафаров, Р.М. Современные проблемы нравственного воспитания / Р.М. Гафаров // Воспитание учащихся.- 2010.- № 9.
  12. Григорьев, Д. Социальное и духовное в воспитании человека / Д. Григорьев // Воспитательная работа в школе.–2009.- № 10.
  13. Духовно–нравственное воспитание / Сост. С.А. Титова. — Минск :Красико-Принт, 2006. – 198 с.
  14. Золоторева Л.Г. Формирование нравственного опыта младших школьников в процессе усвоения норм поведения: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.Г.Золоторева /Науч. исслед. ин-т общ. проблем воспитания АПН СССР. — М., 1989. — 19 с.
  15. Каршинова, Л.В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве/ КаршиноваЛ.В.//Эксперимент и инновации в школе. – 2010. – № 6.
  16. Катович, Н.К. Модель воспитания / Н.К. Катович // Белорусская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. – Т. 1. – Минск: «Адукацыя і выхаванне», 2015. – С. 702-703.
  17. Марьенко И.С. Нравственное становление личности/И.С.Марьенко , – М.: Педагогика, 1985. – 104 с.
  18. Селевко, Г.К. Воспитательные технологии./ Г.К. Селевко//- М.: НИИ школьных технологий–2005.
  19. Щуркова, Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры / Н. Е. Щуркова. – М., 1998. – 136 с.