РУС БЕЛ ENG

Описание модели

Основные компоненты модели организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики направлены на профилактику нарушений органа зрения, сердечно-сосудистой, костно-мышечной систем и психического здоровья.

В предлагаемой модели:

- ценность «здоровье» рассматривается как ключевая поскольку здоровье нации является необходимым условием не только развития и роста, но и выживания общества;

- само здоровье рассматривается как проявление уровня культуры личности;

- значимое место придается здоровью педагога, который не только должен иметь собственное понимание сути процесса здоровьесбережения и здоровьеукрепления обучающихся, но и сам обладать достаточно высоким уровнем здоровья.

В модели используются методики В.Ф.Базарного, предлагаются эффективные педагогические подходы и технологии органического соединения двигательной активности и образовательного процесса, обеспечивающие здоровое гармоничное развитие детей как основу массовой профилактики различной школьной патологии.

 

1. принцип безопасности образовательного процесса, организованного в режиме смены динамических поз обучающихся с использованием ростомерной мебели с наклонной поверхностью, парт и конторок, которые позволяют сохранять и укреплять телесную вертикаль как основу энергетики человеческого организма, здоровой жизнедеятельности;

 

2. принцип комфортности, обеспечивающий гармоничное развитие субъектов образовательного процесса посредством разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, воздействующих на процесс внимания и скорость реакции, формирование чувства общей и зрительной координации, расширение зрительных горизонтов, развитие творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира на учебных и факультативных занятиях по всем предметам с использованием специальных тренажёров;

3. принцип надежности, направленный на обеспечение безотказности функционирования образовательного процесса путем использования средств обучения, развивающих в тесной взаимосвязи естественные психические и физические процессы путем переключения зрения с ближнего на дальнее, формирования шагового логоритма при чтении текста, использования каллиграфического письма перьевой ручкой, «бескнижного чтения» и хорового пения, основанного на народных песнях и классической музыке;

4. принцип психофизиологической адаптивности предполагает создание конструктивной учебно-предметной среды и всех ее компонентов на основе естественных психофизиологических методов и приемов, позволяющих исключить формирование у детей шизоидной психической конституции, раннюю потерю зрения и активизировать фундаментальный биогенетический механизм, формирующий в человеке его человеческую сущность;

5. принцип хронометрических соответствий в учебной деятельности предполагает разумное сочетание внешнего вмешательства с внутренними тенденциями (системами) субъекта образовательного процесса с целью активизации его природного потенциала и организации самоупраляемого развития на основе осознанной природосообразной флуктуации;

6. принцип эстетичности предполагает использование природосообразных способов обучения, посредством которых дети, совместно с педагогами и родителями, созидают по законам искусства и трудового рукотворчества окружающую их жизненную среду, развивая эстетический вкус и нравственно-эстетические качества личности.

Принципы педагогической эргономики, связанные с педагогическим воздействием, являются интегративными: их соблюдение обеспечивает человеку совершенствование механизмов сохранения и повышения адаптационных резервов своего организма путем целенаправленного оздоровления собственного образа жизни.